Зачем медийщики и гражданские активисты идут в политику

И почему политике нужно, чтобы они туда пришли

Депутата Виталия Журавского бросают в мусорный бак / Фото: 2000.ua
Депутата Виталия Журавского бросают в мусорный бак / Фото: 2000.ua
Related video

Ирония судьбы: депутат Виталий Журавский, вчерашний регионал и соавтор законопроекта об очищении власти, в день принятия документа не дошел до сессионного зала парламента. Некие невежливые люди скрутили ему руки и бросили в мусорный бак. Так сказать, совершили публичный люстрационный акт по отношению к политику, голосовавшему 16 января за диктаторские законы. Неверие в неизбежность наказания коррупционеров, нардепов, милицейских чинов и недоверие к власти не могут не привести к самосуду.

Политик в Украине — престижная, но неуважаемая профессия. Военный, священник и журналист — наоборот, социологи не дадут соврать. Поэтому неудивительно, что первой приметой избирательной кампании стала "охота" на активистов, медийных персонажей и рекрутирование их в предвыборные списки. Общественный запрос на "партию реформ", команду, способную придумать, изложить на бумаге и убедить людей в необходимости выбранного курса, не был реализован. Представители НГО и СМИ оказались неспособны стать командой. Каждый решал проблему своего политического будущего самостоятельно.

Лидеры "Демальянса" Василий Гацько, Наталка Соколенко и представитель Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин таким образом оказались в списках "Гражданской позиции" Анатолия Гриценко. Несколько участников "Реанимационного пакета реформ" во главе с Анной Гопко плюс "люстратор" Егор Соболев (партия "Воля") влились в кампанию партии "Самопоміч" Андрея Садового. Сергей Лещенко, Мустафа Найем ("Украинская правда", "Громадське радіо"), Виктория Сюмар ("Воля"), Ольга Червакова ("Интер"), Игорь Луценко ("Збережи старий Київ"), Светлана Залищук ("Чесно"), Александр Черненко (Комитет избирателей Украины), Вадим Денисенко (Espreso.tv), Сергей Высоцкий ("ЛигаБизнесИнформ") — это неполный список тех, кто уже одной ногой в большой политике. За них боролись партия президента, партия премьер-министра и другие официальные лица.

Самый большой секрет — зачем Петр Порошенко сделал ангажемент репортерскому дуэту Лещенко — Найем. Это не те парни, которые будут ходить по струнке, отдавать карточки для голосования и быть безмолвными в качестве благодарности за мандат. Думаю, это сильный шаг — пустить "щуку" в свое затхлое болотце. В Блоке Порошенко нет идеалистов, там все прагматики, все идут во власть "решать вопросы". Будет интересно наблюдать за тем, смогут ли парни быть критичными к "своим". Они не могут быть штатными корреспондентами и редакторами, но писать-то они могут и должны. Надеюсь на это.

Активистам и журналистам политика нужна, как мне кажется, инструментально. Сколько бы ни рассказывали "Украинская правда", "Наші гроші", "Схеми" и другие коллеги о выявленных коррупционных деяниях, результат всегда одинаков, близок к нулю. Читатель получает массу сведений о том, как функционирует коррупция, но государство делает вид, что: а) этого не замечает; б) занято чем-то более важным, чем исследование, почему госслужащие с не очень высокими зарплатами имеют возможность жить жизнью топ-менеджеров транснациональных компаний. По факту ни одно сколько-нибудь громкое дело, начатое журналистами-расследователями, не привело к наказанию коррупционеров. Экс-вице-премьер Юрий Бойко неплохо себя чувствует, несмотря на массу публикаций о нефтяных вышках его имени, купленных втридорога. Экс-начальник генштаба Михаил Куцин, умудрившийся во время войны с Россией дать выиграть многомиллионный тендер на поставку нефтепродуктов для армии фирме-однодневке, — тоже. Многолетнее присутствие в стане политиков дает основание амбициозным, полным сил людям, объединенным идеями модернизации, полагать, что они уж точно не хуже тех, кто сейчас в Раде, понимают политику и способны ее изменить. Все в один голос говорят о бескорыстности этого намерения. И я, зная большую часть соискателей, верю в это.

По гамбургскому счету, публичной политики в стране нет. Парламент уже давно не является местом для дискуссий. Уж и забыл, когда была необходимость слушать прения в Раде. Судя по всему, функция обмена мнениями явочным порядком передана вечерним ток-шоу Шустера, Куликова и Киселева. Именно там, хоть часто и в весьма манипулятивном исполнении, происходит "настоящая" политика. Та, в частности, которую завтра будут обсуждать в транспорте и на работе.

"Свежая кровь" по определению полезна организму украинской политики. Представители СМИ уже заявили о создании межфракционного реформаторского объединения. Многие из них учились на Западе, читали правильные книжки, слушали Фукуяму и Бендукидзе. Украина стоит на месте. А надо двигаться вперед. И очень быстро. Чтобы догнать европейских соседей, надо бежать, а не идти. Сотрудничество в рамках вполне успешных проектов вроде "Реанимационного пакета реформ" дает надежду, что умные люди способны делать общее дело.

Им будет нелегко. Они еще не стали политиками, даже еще не зарегистрированы кандидатами в нардепы, но огромное количество критики и интернет-хамства уже получили. Дав согласие пойти в политику, ты, даже того не желая, принимаешь ее правила. И самое главное из них — никаких правил не существует. Война всех против всех. Часто бессмысленная и беспощадная. С этим как раз и надо заканчивать. Больше креатива, больше ума, больше труда, больше командной работы, больше коммуникации с обществом, больше общественной поддержки — вот шанс на успех. Держу за них кулаки.