Под диктовку ТВ. Какую проблему вновь вскрыли выборы в Раду

Выборы прошли: все не настолько плохо, как могло бы быть. Но и до романтического постмайданного идеала очень далеко

Фото: Ярослав Дебелый, Фокус
Фото: Ярослав Дебелый, Фокус
Related video

На прошедших парламентских выборах победил телевизор. Пассионарное меньшинство проголосовало за тех, с кем ассоциировался Майдан, пассивное большинство – прежде всего, за тех, кто провел массированные и эффективные рекламные кампании.

"Майданные" партии, сделавшие ставку на "патриотичного избирателя, просчитались. Таких голосов на выборах попросту не хватило на всех. Основой Майдана и оплотом украинских сил на войне Донбассе были 5% граждан. Они воевали, строили армию, выходили на площади и предлагали программы развития. Еще 10% активно носили на Майдан деньги, борщи, отсылали СМС в пользу украинской армии.

В совокупности эти 15% граждан и были единственно надежным электоральным ресурсом партий, поддержавших Майдан. А последних было с избытком: Самопоміч, Свобода, Правый сектор, Гражданская позиция, Батькивщина, Народный фронт с Блоком Петра Порошенко и даже радикалы Ляшко.

В итоге на выборах выиграли те, кто параллельно делал ставку и на обычное умеренно-патриотичное "болото", на тех самых пассивных телезрителей. Кем возмущались больше всех: "В стране война, а они заполонили все борды, и в телевизоре на каждом канале в каждой рекламной паузе!"? Правильно – Народный фронт и Блок Порошенко. Именно они и пришли к финишу первыми.

Оппозиционный блок выехал на том же – на заполнении ваты в головах специфической и не очень части телезрителей своим продуктом. И это, как бы цинично ни звучало, мы еще должны поблагодарить Путина за отсутствие голосов Крыма и значительной части Донбасса. Только благодаря этому в этой ВР не будет коммунистов и не будет регионального большинства.

А вот Правый сектор, к примеру, это электоральное "болото" проигнорировал, за что и пострадал, не преодолев барьер в 5%. Какой из этого всего следует сделать вывод? Не столько политикам надо работать с "электоратом", сколько государству – с гражданами.

Численность этого "болота", конечно, не уменьшится, поскольку таковы уж законы функционирования общества. Но вот общие настроения, ориентированность следует менять. Тем более, если власть все же намерена полноценно возвращать Донбасс в украинское государственное пространство. Чтобы следующие выборы – с "реактивированными" голосами избирателей Донбасса – как минимум не дали нам худший парламент, чем избранный сегодня.

Правильные шаги в этом направлении – "патриотизация" информационного пространства. Если уж столько граждан наполняют свои головы информацией из телевизора – то пусть наполняют отечественным продуктом, с соответствующими патриотичными месседжами. То же относится к "мусорной" прессе, которую читают миллионы украинцев по дороге на работу и с работы и выбрасывают, выходя из транспорта.

Пусть "маленький украинец" сопереживает героям из Хмельницкого, Одессы, Тернополя – а не Питера или Иркутска. Мыльные оперы все равно пишут для Москвы наши сценаристы, снимаются они большей частью на наших площадках. Так что просто продолжать делать все то же самое – но для себя и про себя.

Практика показала: власть может сколько угодно ошибаться, принимать сколько угодно непопулярные решения. Все равно "болото" (то есть, большинство) проголосует так, как им вложит в головы телевизор. Именно поэтому победившим "майданным" партиям столь важно сформировать лояльность максимального числа граждан хотя бы к Украине как таковой, если уж не к государству и власти.