Джеффри Пайетт: Минские соглашения - это не меню, где Россия может выбирать

Джеффри Пайетт / Фото: Александр Чекменев
Джеффри Пайетт / Фото: Александр Чекменев

Посол США в Украине Джеффри Пайетт рассказал Фокусу о том, чего США ожидают от новых украинских парламентариев, и будет ли мирный процесс в Донбассе поддержан поставками американского высокоточного оружия

Related video

Как вы оцениваете результаты парламентских выборов?

— Эти выборы — огромное достижение украинского народа. Результаты, которые продемонстрировали украинцы, говорят о желании вдохнуть жизнь в демократические институции и ускорить проведение реформ. Украинцы доверили свои голоса большому количеству новых лиц. Например, такой политической партии, как "Самопомич", которая вышла из гражданского общества и основывается не на личностях, а на программе реформ и модернизации.

Это четкий сигнал намерения продолжать и даже ускорять движение в направлении европейского выбора, включая реформы, которые являются его важнейшей составляющей.

Как вы прокомментируете обвинения Москвы относительно того, что выборы не отражают мнения восточных регионов Украины?

— Оппозиционный блок показал наилучшие результаты в Донецкой, Луганской, Харьковской областях. Если бы Россия и ее ставленники в "ДНР" и "ЛНР" не препятствовали голосованию на контролируемых ими территориях, то, наверное, эта сила получила бы даже больше голосов.

Теперь же Россия жалуется на недостаточное представительство Донбасса на этих выборах, что стало следствием действий самой России. Она ответственна за ситуацию, которая сложилась в Восточной Украине. Именно российские войска и оружие являются причиной того, что выборы нельзя провести на относительно большой части Донецкой и Луганской областей.

Стоит также посмотреть на то, что происходит на территории Донецкой и Луганской областей, которые не находятся под контролем сепаратистов, — на Славянск, Краматорск и Мариуполь. Абсолютно ясно, что жители Донбасса готовы идти на избирательные участки, если им дают это сделать.

Парламентские выборы снимают вопрос легитимности украинской власти на международной арене?

— С нашей точки зрения, никаких сомнений в легитимности выборов президента и этих парламентских выборов нет. Также ясно, что и президент, и новая Рада выбраны с мандатом на проведение реформ и продолжение европейской интеграции. Украинцы четко продемонстрировали, что они против коррупции и ожидают, что правительство станет отчитываться перед ними о своих действиях, а власть будет использоваться на благо всех граждан страны, а не отдельных групп олигархов.

Готова ли нынешняя власть успешно проводить реформы, о которых вы говорите?

— Мы кровно заинтересованы в том, чтобы Украина не сбавляла темпов реформирования страны. Но сейчас важно не только говорить, но и делать. Думаю, что правительство Яценюка многого достигло, если вспомнить о согласовании программы МВФ, продвижении реформы ценообразования в энергетике и необходимости справляться с последствиями российской агрессии в самых разных сферах. Я также думаю, что президент Порошенко заслуживает не менее лестных слов за продвижение в еще старой Раде законов о борьбе с коррупцией, реформе прокуратуры.

Но самая сложная работа впереди. Ведь теперь у реформаторов есть власть как на Банковой, так и в Раде, и они должны суметь этим воспользоваться. На основе опыта других стран, которые были вынуждены проводить подобные изменения, можно сказать, что их нельзя проводить постепенно. Это должно быть сделано посредством решительных реформ. Реформ правил ведения бизнеса, правоохранительной и судебной систем. Все это непросто, но все это делалось и раньше, в том числе и у ваших ближайших соседей, например, в Польше.

Справедливость прежде всего

Fullscreen

Фото: Александр Чекменев, Фокус

Многие, кто ответственен за преступления на Майдане и востоке Украины, до сих пор не наказаны и даже не преследуются правоохранительными органами. По-вашему, в данной ситуации важна справедливость или стоит закрыть глаза на грехи старой власти ради сохранения единства страны?

— Вы очень точно обозначили проблему — конфликт между попыткой примирения и поиском справедливости. И Украина в этом вопросе тоже не уникальна. По мнению наших экспертов, которые раньше работали над подобными проблемами, нельзя игнорировать вопрос восстановления справедливости. Но то, каким образом это будет сделано, украинцы должны решить самостоятельно. Конечно, мы готовы помочь.

Мне лично кажется интересной идея, которую я слышал от нескольких представителей правительства. Она заключается в привлечении к процессу представителей европейских институций. Но это решение должны принять украинцы. В любом случае это необходимо сделать прозрачным путем и в соответствии с европейскими стандартами.

Западные страны, прежде всего США, активно вводят санкции против Российской Федерации. В то же время Украина не спешит следовать их примеру. Как вы оцениваете такой подход нашей власти?

— Принципиально важно, чтобы украинские решения в сфере экономики и торговли не подрывали то воздействие, которое должны оказывать европейские и американские санкции. Это не лучшая ситуация, когда украинские фирмы получают коммерческую выгоду, в то время как европейские или американские фирмы вынуждены терпеть убытки в результате действий по поддержке украинского суверенитета и территориальной целостности.

Еще один принцип, который важен для США в вопросе санкций, — это то, что санкции должны вводиться максимально прозрачно. Намного лучше, если список санкций публикуется в государственных СМИ, где каждый может увидеть, каковы правила. Таким образом исключаются подозрения в каких-то закулисных договоренностях.

В августе информагентство Reuters писало, что западные политики обеспокоены решительными действиями украинских военных на востоке страны. Это, по их мнению, могло спровоцировать вторжение российских войск, что позже и произошло. Вы разговаривали на эту тему с представителями украинской власти и, если да, какова была их реакция?

— Прежде всего, США никогда не будет ставить под сомнение суверенное право Украины защищать свою территорию, в том числе с использованием вооруженных сил. То, о чем мы говорили с украинским правительством, касалось нашего пожелания, чтобы украинские войска были предельно осторожны в использовании военной силы. Это не должно приводить к жертвам среди гражданского населения. Сепаратисты взяли под контроль крупные города, среди которых Донецк и Луганск, поставив их жителей под угрозу.

Мы против любых действий, направленных на взятие этих населенных пунктов с помощью военной силы. Я думаю, что примером успешной военной стратегии были действия украинских военных в начале июля при освобождении Славянска. Тогда город был окружен, а военные силы использовались для оказания давления. И сепаратисты попросту сбежали.

От Донбасса до Крыма

Как вы оцениваете успехи мирного урегулирования в Донбассе?

— Мы надеемся, что режим прекращения огня окончательно вступит в силу. Очень важно в этом отношении полностью имплементировать все 12 пунктов минских соглашений. Мы считаем, что это хорошие договоренности, и уважаем ту политическую смелость, которую президент Порошенко продемонстрировал, поддержав этот документ.

Но это не меню, где Россия может выбирать, что ей по душе, а на что можно не обращать внимания. Прежде всего это касается восстановления украинского контроля над международной границей при мониторинге ОБСЕ. Второе — это вывод российских войск и техники. Третье — освобождение всех пленных, заложников и политических заключенных. Россия пока так и не сделала шагов по полноценному выполнению этих трех пунктов.

Что-то указывает на то, что Россия сделает это в ближайшем будущем?

— Позитивным знаком является то, что масштабные боевые действия удалось остановить. Тысячи человек были убиты в последние недели августа и первые дни сентября, прежде чем режим прекращения огня вступил в силу. Можно только поприветствовать серьезное снижение уровня насилия. Но, тем не менее, этого недостаточно, и США ясно дали понять, что мы готовы сохранять очень суровый режим санкций и даже не собираемся говорить об их ослаблении, пока Россия не начнет выполнять собственные обещания.

Говоря о выводе войск согласно минским договоренностям, мы имеем в виду только Донбасс. Значит ли это, что вопрос Крыма будет решаться отдельно?

— Да, минские договоренности касались Донбасса. Но американская политика по отношению к проблеме Крыма не меняется. Крым — это неотъемлемая часть Украины. Мы никогда не признаем незаконную российскую аннексию Крыма. Мы очень четко заявили о том, что выборы, которые Россия провела на территории полуострова, были нелегитимными. Санкции, которые мы вместе с европейскими партнерами ввели в ответ на вторжение и аннексию Крыма, — отдельный вопрос. Он, как я ожидаю, будет решаться уже в другой временной перспективе, но с четким пониманием того, что все мы, как в Европе, так и в США, одинаково расцениваем российские действия в Крыму. Это нарушение фундаментальных принципов евроатлантической системы безопасности.

То есть если Россия выведет войска с территории Донбасса, поможет восстановить контроль над границей и вернет всех пленных, санкции будут уменьшены?

— Мы начнем обсуждать этот вопрос.

Нехолодная война

Fullscreen

Фото: Александр Чекменев, Фокус

США настаивали на осторожном применении силы со стороны украинской армии, чтобы не допустить жертв среди мирного населения. Украина может рассчитывать на помощь Америки в предоставлении высокоточного оружия, которое также могло бы быть полезным в этом плане?

— Это крайне важный вопрос, потому что российское военное вторжение в конце августа очень серьезно подорвало способность украинских войск защищать свою страну. Президент Порошенко заявил, что Украина потеряла до 70% своей тяжелой техники. Только в борьбе за Иловайск вы потеряли сотни солдат. Поэтому мы значительно увеличили помощь Украине в сфере безопасности. Общий объем этой помощи на данный момент составляет $116 млн. Она включает такое оборудование, как приборы ночного видения, противобатарейное радиолокационное оборудование, а также обучение солдат использованию этого оборудования.

Что касается летальной военной помощи, наша политика заключалась в предоставлении лишь нелетальных средств. Прежде всего мы понимаем, что Украина обладает собственной мощной военной индустрией. У вас нет недостатка в стрелковом оружии, патронах и так далее. Мы также считаем, что предоставление американской летальной военной помощи может привести к дальнейшей эскалации российского вмешательства. Но это не ограничивает нас в значительном и массивном расширении помощи в сфере безопасности, которая, как я ожидаю, будет только расти.

Недавняя речь Владимира Путина на Валдайском форуме была крайне антиамериканской. Можно ли теперь сказать, что Митт Ромни, который во время президентских дебатов с Бараком Обамой назвал Россию главным геополитическим врагом США, был все-таки прав, несмотря на то, что его тогда фактически высмеяли?

— Сейчас все-таки не холодная вой­на. Россия не представляет жизненной угрозы для Соединенных Штатов. Но поведение Путина представляет огромную угрозу для европейской системы безопасности и правил сосуществования в евроатлантическом сообществе, которые позволяли ему процветать с 1945 года. Мы встанем на опасный и скользкий путь, если позволим сдвигать границы с помощью военной силы, идет ли речь о "зеленых человечках" в Крыму, или же о российском спецназе и танках, заполонивших Донбасс.

Но Россия — это не Советский Союз середины прошлого века. Мы дали четко понять, что не ищем соперничества с Россией в связи с Украиной. Мы желаем сотрудничества, мы хотим стабильной, демократической и экономически процветающей Украины с нормальными отношениями и с Россией, и с Европой. Но это возможно, только если Россия будет уважать суверенный выбор украинского народа и поймет, что Украина, глубже интегрированная в европейские структуры, не угроза, а дополнительные возможности.