Донецкий гамбит. К чему ведет признание Москвой "новороссийских выборов"

"Как бы выборы" на подконтрольных боевикам территориях Донецкой и Луганской областей не очень нужны им самим. Но, видимо, нужны Москве

Псевдовыборы в ДНР / Фото: РИА Новости, Алексей Куденко
Псевдовыборы в ДНР / Фото: РИА Новости, Алексей Куденко
Related video

Во-первых, "новороссы" довольно успешно сымитировали конкурентный процесс. Да-да, не смейтесь. Самопровозглашенные "премьер-министры" Захарченко и Плотницкий, конечно, утвердили свои титулы, но сделали это аккуратно: на утро 3 ноября в актив Захарченко записано немногим более 70 % голосов, Плотницкого – за 60 %. Их "партии" выиграли тоже без излишнего фанатизма: "Донецкая республика" Захарченко – 65,11 %, "Мир Луганщине" Плотницкого – 69,18 %.

Теперь, несмотря на то, что процедура выборов не соблюдалась практически ни в чем (хотя урны для голосования использовали прозрачные, "вражеского" украинского производства), упомянутые товарищи будут утверждать с цифрами в руках: видите, выборы у нас были конкурентные. В той же "ЛНР" барьер преодолели аж три "партии" - чем не демократия? Хотя, вероятно, только ФСБ знает, как нелегко было заранее утрясти во многом противоположные интересы Луганска, Донецка и разномастных "атаманов" вроде российского гастролера Козицина, чье бандформирование со штабом в Антраците, между прочим, именуется "Казачьей Нацгвардией".

Во-вторых, голосование на части Донбасса не обошлось без нескольких "наблюдателей" с Запада. Не то чтобы эти гости легитимизировали данный процесс в глазах Европы. Но показательно присутствие в рядах поклонников "народных республик" столь разных персонажей, как греческие коммунисты и итальянские правые. Визитеры даже организовались в некую Ассоциацию по безопасности и сотрудничеству в Европе – АБСЕ, с понятным намеком на ОБСЕ.

Кому-то, конечно, может показаться странным, что борьбу с западными институтами функционеры этих самых институтов предпочитают вести в Украине. Но ведь главное здесь – медиа-картинка, и российские СМИ ее максимально обыгрывают.

Весь этот антураж с "итогами голосования" и "западными наблюдателями", впрочем, был бы ненужным излишеством, если бы не главный нюанс: готовность Москвы официально признать выборы на мятежных территориях. Фактически, заявление МИД РФ по горячим следам уже на 90 % было таким признанием. А утром 3 ноября то же учреждение призвало Киев к диалогу с "новоизбранными" лидерами сепаратистов. Не в первый раз, но впервые – со ссылкой на голосование.

Пока что в Москве не устают повторять, что действуют "в русле Минских договоренностей" (так сказано, например, в упомянутом выше заявлении МИД РФ). Это должно означать, что мятежные территории формально остаются частью Украины. С этим, как известно, категорически не согласны командиры "народных республик". Но для Кремля важно, чтобы с этим был согласен Киев.

Признание "Новороссии" самостоятельным государством не только влечет для РФ очередное ужесточение западных санкций. Есть и другая проблема: со стороны Донецка и Луганска глупо было бы сразу же не попросить у россиян экономической и военной помощи, а то и прямого вступления в состав РФ. Пока что (именно пока) этакий чемодан без ручки России не нужен, достаточно Крыма. А вот пускай-ка Украина поустанавливает "диалог" с теми, кто никакого диалога не хочет – вот это будет самое то.

В этом смысле интересно было бы понять, так состоятся ли местные выборы в Донбассе 7 декабря. Ведь они предусмотрены продавленным президентом Порошенко законом "Об особом статусе" отдельных территорий, причем эти территории до сих пор никем не очерчены. Молчаливо предполагалось, что речь будет идти о "Новороссии".

Но теперь-то ясно, что провести такие выборы в районах, подконтрольных сепаратистам, сегодня невозможно. А в районах, освобожденных от них, вряд ли нужно. Ведь новые местные власти получат право формировать и контролировать силовые органы на местах – это право дает им все тот же закон. Нетрудно представить себе, как это отразится на обороноспособности и правопорядке в регионе. А значит, либо выборы 7 декабря надо отменять, либо надо серьезно корректировать закон.

Впрочем, все эти рассуждения окажутся не важны, если в Донецке, вдохновившись "выборами" 2 ноября, решатся "вернуть Славянск и Мариуполь" (как обещали ранее тамошине командиры). Признание Москвой итогов вчерашнего голосования дает к этому как минимум моральный стимул. Не совсем понятно, правда, как российской дипломатии удастся объяснить "руслом Минских договоренностей" возобновление полномасштабной войны. Но что-нибудь придумают.