Все статьиВсе новостиВсе мнения
Страна
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса

Украсят ли власть новые лица

Украсят ли власть новые лица
Чем меньше доверия украинцев к большой тройке – БЮТ, Партии регионов и НУНС, тем вероятнее появление в следующем году спроса на новые политпроекты
000


Уходящий год уже задал темп: кроме «Единого центра» Виктора Балоги свет увидели два общественно-политических детища политиков Анатолия Гриценко и Арсения Яценюка. Любопытно, что оба деятеля – выходцы из первой пятёрки предвыборного списка «Нашей Украины». Таким образом, наметилась тенденция: новые проекты активнее всего зарождаются в богатом на расколы и скандалы пропрезидентском секторе политики. 

Но вскоре раскольники подтянутся и из других политсил. Например, Тарас Чорновил, который сам недавно ушёл из Партии регионов, о собственном проекте не думает, но прогнозирует, что этим займутся многие регионалы: «Когда Партию регионов фактически захватил Дмитрий Фирташ, всё хуже себя будет чувствовать Ринат Ахметов. Вероятнее всего, произойдёт процесс совместного финансирования трёх-четырёх проектов с тем, чтобы их поддержать. Может быть, из этого получится что-то реальное». 

Депутат от НУНС Николай Катеринчук также считает, что Партию регионов ждёт раскол, если Янукович не станет президентом. «Тогда образуется не менее трёх политических проектов, которые найдут своих избирателей. Однако всё это произойдёт благодаря тому, что под ними будет серьёзная финансовая основа», – уверен нунсовец. 

Подняться на кризисе
Уже ясно: все, кто в 2009 году займётся созданием собственной партии, просто обязаны использовать при её раскрутке антикризисную риторику. 

«В основе их идеологии ничего другого и не будет», – рассуждает политолог Александр Медведев. 

Однако сил, преследующих эту цель, не может быть много, объясняет эксперт, максимум 3–5. Рынок, как говорится, тесен и однообразия не терпит. 

Его коллега, политолог Владимир Фесенко считает, что далеко пойдут те новорождённые силы, которые начнут с малых дел – решения реальных проблем людей. «В этом смысле правильную тактику избрал Гриценко», – хвалит он экс-министра обороны. 

Затратное дело
Приблизительная смета начальных расходов на новую политсилу (тарифы 
– докризисные)*

Регистрация партии: регистрационный сбор в Минюст 1700 грн. (100 необлагаемых минимумов) 

Регистрация и организация местных ячеек: 

в каждой области – $2 тыс., полный комплект – $30–50 тыс.; 

организация центрального офиса
– $4 тыс. (аренда офиса в центре столицы), $10 тысяч – зарплаты сотрудников 

Митинг: 100–200 грн. в сутки одному митингующему 

Концерт: сцена – от $10 до $15 тыс.
В $50 тыс. обойдется мероприятие
до 10 тыс. человек 

Установочный съезд: $10 тыс. –
$12 тыс. (включена аренда зала и суточные делегатам) 

Для  сравнения:
содержание маленькой партии в месяц – около $30 тыс. (аренда и зарплаты) большой – $50–$80 тыс. (только на содержание центрального аппарата)

* данные собеседников Фокуса


Без ругательных слов
И Яценюк, и Гриценко, представляя свои политначинания, обошлись без набившего оскомину слова «партия». «Движение» и «фронт» должны вызвать у украинцев большее воодушевление. И это, по мнению опрошенных Фокусом экспертов, даже станет модным: официально политизировать свою деятельность новые силы будут в последнюю очередь. Тот же Анатолий Гриценко отмечал, что партию начнёт строить только в случае досрочных парламентских выборов. Когда-то этот путь – от общественной инициативы до респектабельной парламентской силы – уже прошли «Народная самооборона» Луценко и ПОРА, в дальнейшем оформившиеся как партии. Этот приём, как ожидается, сработает и теперь. 

Тяжёлый старт
«Всё равно не раскрутятся», – говорят о новых политпроектах скептики. Например, представитель «Народной самообороны» Геннадий Москаль считает, что ни Гриценко, ни Яценюку не удастся за год популяризировать в массах свои проекты. «Давайте забудем об этом, как о неудавшейся шутке, – восклицает нардеп. – Будем реалистами. Следующий год – год президентских выборов. Новые партии в них участвовать не будут, это невозможно. Яценюку следовало раскручивать свою политическую силу, когда он был спикером. Есть должность – есть партия, нет должности – нет партии. Сегодня только два человека могут в любом городе Украины собрать большую аудиторию – это Тимошенко и Луценко». 

Время радикалов
В будущем году не только политические новички, но и парламентские старожилы продемонстрируют избирателю удивительные метаморфозы. Политолог Владимир Фесенко говорит, что они существенно полевеют, вплоть до откровенно социалистических лозунгов. Это тем вероятнее, чем сильнее себя проявит экономический кризис и чем сильнее обществу захочется спокойствия и стабильности. Самооборонщик Москаль пророчит также радикализацию всего и вся: в тяжёлые годы растёт спрос на решительных. По его словам, жёсткой риторикой, традиционной для Натальи Витренко и «Свободы» Олега Тагнибока, обрастут и такие силы, как КПУ, его родная «Народная самооборона», Блок Виталия Кличко

По-скромному
Острее всего перед новыми общественными проектами будет стоять вопрос спонсорства. Им понадобятся собственные олигархи, к тому же устойчивые к экономическому кризису. Без них ничего не выйдет, собственно, как всегда. 

«Яценюк готовится собирать деньги с помощью SMS? Это хорошая американская сказка. Но украинцы – не американцы, – рассуждает политолог Медведев. – Сначала денежные вливания в проект сделают мелкие бизнесмены, которые намерены в нём участвовать. Но по мере развития будет привлекаться более крупный капитал. По-другому и быть не может». 

Николай Катеринчук прогнозирует, что мелкая политсила без спонсора рискует быть втянутой в орбиту крупной раскрученной партии, у которой есть рейтинги и нет проблем с финансами. 

Бизнесмен ниоткуда
О том, что в политике нужны новые лица, не говорит сегодня только ленивый. Тем не менее новые политсилы создают пока лишь известные всем старые политики. 

«В ситуации, которую мы переживаем, могут появиться абсолютно неизвестные лидеры», – оптимистичен Владимир Фесенко. Его коллега Александр Медведев даже рисует портрет этого долгожданного новичка: бизнесмен-экономист, положение которого во время кризиса серьёзно пошатнулось. Главное, чтобы у него была чистая стартовая позиция – без коррупционных скандалов и, что крайне важно, связей с нынешними политиками. 

Правда, Тарас Чорновил говорит, что не стоит надеяться на появление такого лидера уже в 2009 году. По его мнению, новичкам удастся протолпиться во власть только после президентских выборов: «Если на следующих парламентских выборах пройдёт 5–6 мелких партий, это уже можно считать победой – будет разрушена монополия».

Рождённые кризисом
В последефолтный 1999 год в Украине появилось несколько новых партий.  Судьбы у этих детей кризиса оказались разными

Организованная выходцами из «Громады»
Лазаренко партия «Батькивщина»
во главе с нардепом Юлией Тимошенко

Появляется партия «Яблуко»
Михаила Бродского

Партия «Вперёд, Украина!»,
зарегистрированная в мае

УНП Юрия Костенко, созданная в декабре после раскола Руха

Рождённые кризисом. В последефолтный 1999 год в Украине появилось несколько новых партий.  Судьбы у этих детей кризиса оказались разными

Теперь партия власти в составе
БЮТ, Тимошенко – премьер

В 2005-м она пытается самоликвидироваться, но потом переименовывается в «Партию вольных демократов»

Звёздный час наступил в 2007 г.: она стала основой для «Народной самообороны» 
Юрия Луценко

Теперь входит в блок НУНС

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.