Греция пошла налево. Виноваты ли кредиторы?

Алексис Ципрас, лидер СИРИЗА / фото Getty
Алексис Ципрас, лидер СИРИЗА / фото Getty

Рецепт жесткой экономии от МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссии в Греции не работает. Это признали даже нобелевские лауреаты по экономике. Поэтому к власти пришла СИРИЗА

Related video

В Афинах к власти пришли маоисты, троцкисты, коммунисты и прочие "исты", объединенные в Коалицию радикальных левых. Революция? Отнюдь.

Хотя событие, конечно, громкое. Впервые с 1974 года нарушена монополия на власть двух семейно-политических кланов — Папандреу (ПАСОК) и Караманлисов ("Новая демократия"), сменявших друг друга в логике двухпартийной системы.

По итогам внеочередных выборов, прошедших 25 января 2015 года, правительство сформировали Коалиция радикальных левых и "Независимые греки". Курс евро к доллару сразу рухнул до минимального за последние одиннадцать лет уровня: Европа напряглась.

Долги возвращают трусы

Понять Европу можно. С Греции в конце 2009 года начался тяжелый долговой кризис еврозоны, Греция же может открыть новый виток проблем. Ведь и СИРИЗА (от греческого "Синаспизмос Ризикис Аристерас"— Коалиция радикальных левых), и "Независимые греки" выступают за отказ от политики предельной экономии, а висящий на стране сумасшедший долг в 319 миллиардов евро предлагают хотя бы частично списать и отложить выплаты по остатку.

При этом ссылаются на послевоенный опыт Западной Германии, которой скостили бόльшую часть долга и на пять лет перенесли сроки погашения меньшей. Это привело к бурному развитию ФРГ.

Если грекам удастся договориться по этому вопросу с "тройкой" (они так и пишут на русский лад: troyka) — МВФ, Еврокомиссией и Европейским центральным банком, то послабления захотят и другие проблемные должники: Испания, Португалия, Италия и Ирландия.

Не получится — ждите социальных возмущений и политических потрясений. В последнее воскресенье января в Мадриде уже прошел Марш за перемены, инициированный партией Podemos ("Мы можем"), которая подчеркивает тесную идейную близость к СИРИЗЕ. В марше приняло участие около 300 тыс. человек. А ведь Podemos от роду всего год. Многообещающее начало.

Очаровательный популизм

Победа, одержанная СИРИЗОЙ на выборах, была безоговорочной. Всего двух мест ей не хватило, чтобы завоевать большинство в парламенте и сформировать свое правительство. Потому, чтобы создать правящую коалицию, понадобились немногочисленные "Независимые греки".

Помимо обещания решить проблемы с государственным долгом, радикальные левые собираются поднять минимальную заработную плату до 750 евро, выплачивать 13-ю пенсию пенсионерам, предоставлять бесплатную медпомощь безработным, освободить от оплаты счетов за электричество беднейшие семьи, создать сотни тысяч рабочих мест, в первую очередь для пожилых и молодых. И еще много чего хорошего и доброго.

А еще СИРИЗА и ее правый союзник не прочь потребовать от Германии выплаты репараций за причиненные во время Второй мировой войны разрушения, и возмещения средств из ограбленного в 1941 году Банка Греции. Насчитали больше 150 миллиардов евро. Это должно быть чудовищно обидно для современных немцев, чей вклад в спасение обанкротившейся Греции был решающим. Зато привлекательно для избирателей.

Надо отдать должное политикам новой греческой волны: они не гнушаются постоянного общения с людьми и оказания им помощи. По всей Греции СИРИЗА создала сеть продуктовых банков — "клубы солидарности". Активисты в оранжевых накидках обходят продавцов и убеждают их пожертвовать сетку картофеля или пару килограммов яблок для бедных. Обычно им не отказывают.

Основная часть кандидатов, а теперь уже депутатов — 20-30-летние симпатичные ребята с хорошо развитым умением слушать и убеждать. Заметный контраст с лощеными политиками из набивших оскомину ПАСОК и "Новой демократии", которых к тому же небезосновательно обвиняют в затяжном кризисе, в котором оказалась страна.

Лидер СИРИЗЫ, а теперь премьер-министр Греции — тоже молодой по греческим политическим меркам сорокалетний Алексис Ципрас, соперники пренебрежительно называют его "парнишкой". У "парнишки" одного из маленьких сыновей зовут Эрнестас-Орфеас — в честь Эрнеста Че Гевары, к ужасу благопристойных буржуа и восторгу нонконформистов.

Вернуть достоинство

Пожив на широкую ногу за счет Евросоюза, четыре года назад Греция оказалась в тяжелейшей долговой ситуации. Ей пришлось согласиться на программу оздоровления экономики по программе, разработанной "тройкой". Финансовая помощь осуществлялась в обмен на резкое сокращение государственных расходов, переход страны на чрезвычайный режим экономии.

Правительство резко сократило госслужащих, а оставшимся урезало зарплаты. Выросли налоги и стоимость коммунальных платежей — около 300 тыс. человек по состоянию на 2014 год за долги отключили от электроэнергии.

Ужесточение внутренней кредитной политики привело к сворачиванию мелкого и среднего бизнеса, выросла безработица. Сейчас она составляет 26%, а среди молодежи — более 50%. На 43% выросло число суицидов. Страну покинули почти два процента населения, среди которых значительную часть составляли квалифицированные специалисты.

Сказать, что сверхжесткая программа экономического оздоровления не сработала, нельзя. В Греции почти исчез бюджетный дефицит, а внешнеторговый баланс стал положительным. Однако при ужавшемся производстве отношение суммы долга к ВВП только возросло: на момент кризиса оно составляло 110%, сейчас уже 170%. А значит, конца-края "временным трудностям" не видно, эти суммы невозможно погасить.

В общем, питать нежные чувства к "тройке" у греков нет оснований. Более того, на время действия договоров с кредиторами Греция фактически оказалась под внешним управлением. Для народа, который заложил основы европейской цивилизации, это страшный удар по самолюбию.

  • Существует также другое обьяснение провала режима жесткой экономии: на западе многие считают, что дело - в имитации реформ предыдущим правительством. Мол, если бы реформы действительно проводились - план "тройки" стработал бы. Читайте об этом: Украина уже научилась у Европы… популизму

В общем, СИРИЗЕ не пришлось особо упрашивать соотечественников о поддержке.

Вдруг получится?

Первое, с чего начало новое правительство, — вернуло на работу шесть сотен уборщиц, уволенных из госучреждений полтора года назад. И пообещало восстановить сокращенных учителей. В Греции этот символический акт восприняли с воодушевлением. Но это, наверное, самый несложный шаг из предстоящих.

Сложнее перезаключить условия договора с внешними кредиторами. Премьер Ципрас предупредил: ругаться с МВФ и евроструктурами никто не будет. Все понимают, что уход из зоны евро обратно к суверенной драхме окончательно похоронит страну. Хотя пессимисты уже даже придумали специальный термин: Grexit— комбинация слов Greek и exit ("выход").

Для СИРИЗЫ важно, с одной стороны, обозначить возможность другого подхода к экономическим проблемам стран-должников, с другой — закрепиться в политической элите Евросоюза. Никому не интересно поскандалить год-другой и сойти со сцены.

Левые у власти обычно правеют. "Проблема не в том, что Германия, Италия, или Словакия, которая еще беднее нас, дали Греции недостаточно, — говорит министр финансов Яннис Варуфакис. — Они дали больше, чем должны. Но эти деньги полетели в черную дыру".

За пару дней до выборов 18 авторитетных экономистов, включая нобелевских лауреатов Джозефа Стиглица и Кристофера Писсаридеса, опубликовали в Financial Times письмо, в котором поддержали намерения СИРИЗЫ настаивать на прощении долгов. Режим строгой экономии, по их мнению, убил базу налогообложения и возможности роста.

Грецию необходимо на некоторое время освободить от необходимости выплачивать проценты по долгам, которые не дают поднять экономике голову. Европа только выиграет, если Греция получит шанс начать с чистого листа, считают экономисты. Так что новое правительство не одиноко в своих расчетах, это вовсе не левацкая дурь. А значит, компромисс возможен.

Из главных рисков — непрочность правительственной коалиции. Все-таки левая СИРИЗА и правые "Независимые греки" имеют очень мало общего, кроме позиции по внешним долгам. При малейших трениях может дойти до развала и новых выборов.

Вызывает вопросы и демонстративная лихость, с которой представители ныне правящих партий контактируют с Россией, явно рассчитывая обменять свою особую позицию по российскому вопросу на поблажки при решении дел внутри Евросоюза.

Москва, в свою очередь, с удовольствием сыграет на внутренних противоречиях ЕС. Успокаивают скромные возможности Афин влиять на общеевропейские вопросы.

Следите за Грецией. Будет как минимум интересно.