Лукашенко назвал себя "меньшим злом" среди диктаторов Европы

Александр Лукашенко / Фото пресс-службы президента Беларуси
Александр Лукашенко / Фото пресс-службы президента Беларуси

Белорусский президент заверяет, что не представляет никакой угрозы ни одной стране в мире. В интервью западным СМИ он то хвалит, то критикует политику президента РФ

Related video

Александр Лукашенко правит Беларусью так долго, что его называют последним диктатором Европы. Но с российским вторжением в Украину ситуация несколько изменилась, сообщает "Лига" со ссылкой на Bloomberg.

Сам Лукашенко призвал США приложить усилия для установления мира в Украине и отметил, что Штаты должны сыграть здесь центральную роль. Он заявил, что Беларусь никогда не будет северо-восточной провинцией России, и в свойственной только ему манере изобличил руководителя РФ Владимира Путина, прямо ни о чем не говоря.

"По-моему, уже не я - последний европейский диктатор, - говорит он с улыбкой в интервью изданию. - Есть диктаторы и похуже меня, верно? А я - явно меньшее зло".

Сейчас президент Беларуси занимается геополитической акробатикой. Он удерживает контроль над свой страной и в то же время осторожно балансирует между агрессивной Россией, разрываемой войной Украиной и ЕС, и все они - его соседи. Bloomberg напоминает, что Лукашенко с 1994 года использовал разного рода электоральные маневры "а-ля СССР", чтобы сохранить свой статус. Поэтому он на своем посту практически столько же, сколько Беларусь существует как независимое государство. Издание называет его ближайшим союзником Путина, и это у них взаимно.

В то же время в одних комментариях он открыто оппонирует Путину, в других - высказывается о нем весьма благожелательно. Он говорит, что США ошибаются, думая, будто Путин намерен возродить империю. С другой стороны, Лукашенко указывает, что Путин склонен эмоционально реагировать на угрозы, поэтому "с Россией надо вести себя осторожно".

С третьей стороны, Лукашенко уверен, что его страна будет драться до последнего, чтобы сохранить независимость. Внешняя угроза существует: "в России много людей в политике, которые мыслят империалистическими штампами и видят в Беларуси только провинцию", говорит Лукашенко.

Такая позиция, вместе с обеспокоенностью ролью РФ в войне в Украине, уже принесли ему политические дивиденды накануне президентских выборов. Лукашенко будет бороться за пятый срок. А оппозиция оказалась в весьма странном положении, отмечает Bloomberg. Например, Владимир Некляев, который соперничал с Лукашенко в 2010 году, а затем попал в тюрьму - перед самым концом избирательной кампании - считает, что оппозиция сейчас должна избегать активных протестов, чтобы не дать повода России для вторжения. Другой соперник Лукашенко, Милинкевич, всячески поддерживает готовность президента защищать независимость страны, хоть и сожалеет о недостатке свободы в ней при режиме Лукашенко. Сам президент, говоря об оппозиции, использует покровительственный тон: "Мне другая оппозиция не нужна, я должен заботиться и вскармливать эту, чтоб сохранить ее".

В таких условиях главное слабое место для президента Беларуси - это экономика страны и ее зависимость от России. За последние 12 месяцев белорусский рубль потерял 33% к доллару. Это третий антилидер после украинской гривны и российского рубля среди 170 валют, курсы которых индексирует Bloomberg. Лукашенко признает, что санкции Запада против России плохо сказываются на его собственной стране. И это понятно, ведь Россия - жизненно важный рынок сбыта для Беларуси. А чтобы перестроиться и отмежеваться от российского рынка, было недостаточно времени, считает президент Беларуси.

С другой стороны, эти экономические проблемы не помешают стране рассчитаться с долгами в этом году, убежден Лукашенко. К тому же, Беларусь может выпустить евробонды, рефинансировать долг перед Россией и занять $2 млрд у МВФ.

А пока Александр Лукашенко встревожен тем, что относительное спокойствие в Донбассе может обернуться затишьем перед бурей. Он призывает США к непосредственному участию в переговорном процессе между украинским правительством и пророссийскими террористами, причем пророссийскими называет их сам. "Все может закончиться полномасштабной войной", - считает президент Беларуси.