Рада в первом чтении приняла законопроект о госслужбе

Верховная Рада Украины / Фото пресс-службы парламента
Верховная Рада Украины / Фото пресс-службы парламента

За соответствующее решение проголосовал необходимый минимум депутатов

Related video

Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроект № 2490 "О государственной службе". За соответствующее решение проголосовали 226 депутатов при 226 минимально необходимых, сообщает "РБК-Украина".

Согласно пояснительной записке, данный законопроект разработан для установления новых правовых и организационных основ госслужбы, а также для обеспечения равных прав доступа к госслужбе граждан Украины.

Действие проекта закона распространяется на должности государственной службы в:

  • секретариате Кабинета министров Украины;
  • Администрации Президента Украины;
  • аппарате Совета национальной безопасности и обороны Украины;
  • аппарате Верховной Рады Украины;
  • секретариате Конституционного суда Украины;
  • секретариате Высшего совета юстиции;
  • Центральной избирательной комиссии;
  • Счетной палате;
  • секретариате уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;
  • в консультативных, совещательных и других вспомогательных органах и службах, созданных Президентом Украины;
  • в министерствах и других центральных органах исполнительной власти, государственных коллегиальных органах, а также их территориальных органах, в местных государственных администрациях;
  • в аппарате судов и аппарате других государственных органов, которые не относятся к системе органов исполнительной власти.

Вместе с тем действие документа не распространяется на:

  1. Президента Украины, членов Кабинета министров Украины, первых заместителей и заместителей министров (кроме заместителей министра Кабинета министров Украины);
  2. народных депутатов Украины;
  3. депутатов Верховной Рады АР Крым;
  4. судей;
  5. работников прокуратуры;
  6. работников государственных органов, которые выполняют функции обслуживания;
  7. работников государственных предприятий, учреждений и организаций, а также других субъектов хозяйствования государственной формы собственности;
  8. военнослужащих Вооруженных сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законом;
  9. советников, помощников, уполномоченных и пресс-секретаря Президента Украины; работников секретариатов председателя Верховной Рады Украины и его заместителей; работников патронатных служб премьер-министра Украины, первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министров Украины, других членов Кабинета министров, помощников-консультантов народных депутатов Украины; помощников судей.

В зависимости от порядка назначения, характера и объема полномочий должности в госорганах подразделяются на 3 категории:

  • категория "А" (высший корпус государственной службы);
  • категория "Б" (руководители подразделений);
  • категория "В"(другие должности государственной службы, которые не отнесены к категориям "А" и "Б").

Также устанавливается 9 рангов государственных служащих. Госслужащим, занимающим должности категории "А" присваиваются 1, 2, 3 ранг; категории "Б" - 4, 5, 6 ранг; категории "В" - 7, 8, 9 ранг.

Поступление на госслужбу осуществляется по результатам конкурса. Принятие граждан Украины на должности без проведения конкурса запрещается, кроме случаев, предусмотренных этим законом. Государственная служба начинается с момента публичного принесения Присяги государственного служащего.

Согласно проекту закона, государственный служащий не имеет права:

  1. быть членом политической партии;
  2. проводить или принимать участие в предвыборной агитации за других кандидатов, другие партии, которые являются субъектами избирательного процесса;
  3. совмещать работу на должности государственной службы с обязанностями народного депутата или депутата местного совета и др.

Госслужащий также не имеет права демонстрировать политические взгляды и совершать другие действия, свидетельствующие об особом отношении к определенным партиям и негативно влияющие на имидж госоргана или представляющие угрозу для конституционного строя, территориальной целостности и нацбезопасности.

Госслужащий обязан с уважением относиться к госсимволам Украины, говорить на государственном и региональном языке или на языке нацменьшинств во время выполнения должностных обязанностей. Не допускается назначение на должность лица, которое будет непосредственно подчинено близкому лицу или которому будут подчинены близкие лица.

Результаты служебной деятельности госслужащих подлежат ежегодной оценке для определения качества выполнения поставленных задач. Материальный и моральный ущерб, причиненный физлицам и юрлицам незаконными решениями, действиями или бездействием госслужащих при осуществлении ими полномочий, возмещается за счет государства.

В свою очередь государство в лице субъекта назначения имеет право обратного требования (регресса) в размере и порядке, определенных законом, к:

  • государственному служащему, причинившему вред;
  • должностным лицам, виновным в незаконном увольнении, отстранении или переводе служащего о возмещении материального и морального вреда, причиненного в связи с оплатой времени вынужденного прогула или времени выполнения нижеоплачиваемой работы.

В соответствии с законодательным актом, если служащий сомневается в законности изданного руководителем приказа, он должен требовать письменного подтверждения, после получения которого, обязан выполнить такой приказ. Одновременно с выполнением такого приказа госслужащий обязан в письменной форме сообщить о нем руководителю высшего уровня или органу высшего уровня. В таком случае он освобождается от ответственности за выполнение указанного приказа.

Если государственный служащий выполнил приказ, признанный в дальнейшем незаконным, с нарушением требований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, он несет ответственность за свое деяние согласно этому закону.

Также госслужба прекращается в случае достижения служащим возраста 60 (согласно действующего законодательства - в случае достижения 65 лет), если иное не предусмотрено законом.Этот закон, в случае его принятия, вступит в силу со дня его опубликования и вводится в действие с 1 июня 2015 г.

Напомним, 9 апреля парламент принял закон "О рынке природного газа", который являлся одним из условий одобрения $17,5 млрд кредита МВФ Украине по новой программе расширенного финансирования.