Официальный отчет: Малазийский Boeing был сбит ракетой ЗРК "Бук"

Презентация отчета / Фото: Reuters
Презентация отчета / Фото: Reuters

Кто именно запустил ракету - выясняет другая комиссия

Related video

Международная группа экспертов, проводящая расследование причин крушения самолета Boeing-777 компании Malaysia Airlines на востоке Украины в июле 2014 года, пришла к выводу, что лайнер был сбит ракетой ЗРК "Бук". Это утверждение содержится в докладе Совета по безопасности Нидерландов, распространенном во вторник в Гааге.

Совбез провел техническое расследование крушения, при котором была реконструирована передняя часть борта. Комиссия исключила, что в самолете были дефекты, или что взрыв произошел из-за метеоусловий. Также была исключена версия поражения самолета ракетой класса "воздух-воздух".

Согласно докладу, ракета серии 9M38 с боеголовкой 9N314М из установки "Бук" была запущена с территории радиусом 320 км от места трагедии. Она поразила кабину пилота с левой стороны. От удара самолет развалился на части, а его обломки были разбросаны на территории в 50 кв.км.

Осколки от ракеты российского производства нашли в телах членов экипажа - все они потеряли сознание мгновенно. В отчете также отметили, что пассажиры погибли практически мгновенно, не успев ничего понять.

Точное местонахождение ЗРК "Бук" в момент запуска не указывается. "Необходима дополнительная судебно-медицинская экспертиза для установления точного места, из которого был осуществлен запуск. Однако такое расследование выходит за рамки мандата Совбеза Нидерландов", - говорится в отчете.

По словам советника Совбеза Нидерландов Тиббе Юстра, малазийский Boeing был одним из 160 рейсов, которые выполнялись над Донбассом. "Никто не думал, что гражданская авиация находится в зоне риска. 61 оператор из 32 стран летали над восточной Украиной. Все думали, что это безопасно", - сказал он.

По словам представителя Совбеза, данные о запуске ракеты дали международные следователи, Украина и Россия. В докладе обнародованы все три варианта.

Опубликованный во вторник Советом безопасности Нидерландов отчет о технических причинах катастрофы не дает прямого ответа на то, кто несет ответственность за трагедию, поскольку Совбез Нидерландов, по правилам международных расследований авиакатастроф, не имеет права выдвигать обвинения.

Завершающий этап расследования, которое ведет другая комиссия, в деле сбитого в небе над Донбассом малайзийского авиалайнера запланирован Нидерландами на февраль 2016 года.

Напомним, самолет Boeing-777 компании Malaysia Airlines, осуществлявший рейс MH17 (Амстердам – Куала-Лумпур), был сбит 17 июля 2014 года вблизи Тореза (Донецкая обл.). Погибли все 298 человек (пассажиры и экипаж).

По данным экспертно-журналистской группы Bellingcat, специализирующейся на проведении расследований по открытым источникам, установка "Бук", из которой подбили в небе над Торезом Донецкой области пассажирский Boeing-777 компании Malaysia Airlines, до прибытия в Донбасс находилась в составе 53-й зенитно-ракетной бригады ВС РФ, которая дислоцируется недалеко от Курска.

Совбез ООН 29 июля 2015 года не принял резолюцию о создании трибунала для уголовного преследования виновных в авиакатастрофе Boeing. За документ, предложенный Малайзией в соавторстве с рядом других стран, проголосовали 11 стран-членов Совбеза, три страны (Ангола, Венесуэла и Китай) воздержались. Однако Россия, ранее выступавшая за наказание виновных в трагедии, воспользовалась правом вето и заблокировала принятие документа.