Двери закрываются. Когда украинцы смогут ездить в Европу без виз

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Украина не смогла полностью выполнить условия для получения безвизового режима с Евросоюзом. Остается рассчитывать на благосклонность европейцев  

Related video

"Лучше гей-парад на Крещатике, чем российские танки в Киеве" — такими словами глава фракции Блока Порошенко Юрий Луценко убеждал народных депутатов проголосовать за изменения в Трудовой кодекс, запрещающие дискриминацию по признаку сексуальной ориентации, что требовалось для введения безвизового режима с ЕС. С грехом пополам поправку приняли, как и ряд других законов из "безвизового пакета". Но теперь введение безвизового режима зависит от того, согласятся ли европейцы в очередной раз закрыть глаза на недостаточные темпы реформ в Украине.

Обещания скорой отмены виз для поездок в страны ЕС украинцы слышат давно. Но сроки постоянно сдвигаются. Так, в январе этого года президент Петр Порошенко заявлял, что внедрение биометрического паспорта, первым обладателем которого он и стал, — это последнее препятствие на пути к безвизовому режиму. Но на самом деле все зависит от выполнения Украиной второй фазы Плана действий визовой либерализации (ПДВЛ), который преду­сматривает реформы в самых разных сферах, прежде всего в вопросах миграции, защиты прав человека и борьбы с коррупцией.

24 ноября

Украина должна получить предварительное решение ЕС о выполнении нашей страной обязательств в рамках плана действий
по визовой либерализации

Очередной дедлайн был назначен на первую декаду ноября. 10 числа на уровне руководства ЕС должна была состояться закрытая встреча, на которой еврочиновникам предстояло решить, выполнила ли Украина взятые на себя обязательства в рамках ПДВЛ. К тому моменту между Киевом и Брюсселем уже несколько недель длился конфликт вокруг создания Антикоррупционной прокуратуры — спецподразделения ГПУ, призванного поддерживать гособвинение во всех уголовных производствах, связанных с коррупцией среди должностных лиц. У Евросоюза возникли сомнения в независимости создаваемого органа. В частности, ЕС не устраивало то, что в комиссию, которая занимается отбором претендентов на руководящие должности в Антикоррупционной прокуратуре, по квоте ГПУ вошли прокуроры с неоднозначной репутацией. Посол ЕС в Украине Ян Томбинский в нехарактерном для дипломатов тоне открыто заявил о "недоверии к членам комиссии со стороны общества". В итоге Генпрокуратура провела частичную ротацию своей квоты и стороны вроде бы пришли к компромиссу.

Главная ответственность за дальнейшее продвижение ПДВЛ легла на Верховную Раду. Но 5 ноября пос­ле многочисленных закрытых консультаций и взаимных обвинений депутаты уверенно провалили "безвизовый пакет" законов. Не помогло даже присутствие в сессионном зале делегации Европарламента. Однако ЕС снова пошел на уступки, отложив на две недели оценку выполнения Украиной обязательств в рамках ПДВЛ, — Верховной Раде дали последний шанс принять требуемые законы. После долгих увещеваний со стороны высшего руководства страны депутаты наконец-то справились: 10 и 12 ноября "сложные" законы все же были приняты, иногда с третьей, пятой, а то и седьмой попытки. Чего же так требовали европейцы от Украины, а депутаты так не хотели принимать?

Fullscreen

"Лучше гей-парад на Крещатике, чем российские танки в Киеве". Именно такими словами глава фракции Блока Порошенко Юрий Луценко убеждал народных депутатов проголосовать за изменения в Трудовой кодекс

Самые бурные дискуссии в сессионном зале и обществе вызвал законопроект о запрете дискриминации по признаку сексуальной ориентации. В Трудовой кодекс было внесено уточнение, согласно которому в трудовых отношениях запрещается дискриминация, в частности, по признаку "гендерной идентичности" и "сексуальной ориентации". Но стараниями народных депутатов эти четыре слова спровоцировали настоящую мировоззренческую дискуссию о либеральных и христианских ценностях, в дело вмешались религиозные организации, а некоторые депутаты — выходцы из Западной Украины рассказывали, что их духовные наставники прямо запрещали им голосовать за эту норму, угрожая едва ли не отлучением от церкви. Перед решающим голосованием спикер Владимир Гройсман даже был вынужден в очередной раз уверить сессионный зал, что речь идет лишь о запрете дискриминации в трудовых отношениях, а отнюдь не о легализации однополых браков, на чем спекулировали отдельные депутаты-консерваторы. Но страну вскоре ждет второй раунд дебатов на ЛГБТ-тематику. Данная поправка внесена в старый, еще советских времен Трудовой кодекс, тогда как Рада в первом чтении уже проголосовала за принципиально новый ТК, куда вскоре опять-таки придется вносить "антидискриминационную поправку". Если, конечно, депутаты не хотят надолго закрыть перед украинцами путь к безвизовому режиму.

Еще два закона из принятого "безвизового пакета": об аресте и спецконфискации имущества коррупционеров. Теперь имущество лиц, которых подозревают в коррупции, можно будет арестовывать для проведения спецконфискации или использования в качестве вещдоков. Немаловажно, что под арест может попадать и имущество третьих лиц. Тем самым прикрывается популярная среди коррупционеров лазейка, когда незаконно нажитое имущество они оформляют на родственников или доверенных лиц. Но во время подготовки законопроекта ко второму чтению в него внесли ряд поправок — как утверждают их авторы, чтобы не допустить незаконного ареста имущества не причастных к коррупции граждан. Но, по мнению Мин­юста, эти поправки извратили суть закона, и оперативно арестовывать имущество коррупционеров уже не получится, да и ЕС по данному требованию, скорее всего, поставит "незачет". Аналогичные претензии есть и к закону о спецконфискации. В итоге документы решили отправить самим экспертам Евросоюза для оценки.

В целом выполнение Украиной ПДВЛ пока можно оценить на "троечку"

Четвертый закон — о создании Государственного бюро расследований. Новый правоохранительный орган заберет у СБУ полномочия по расследованию преступлений, совершенных топ-чиновниками, судьями, прокурорами и правоохранителями. За спецслужбой останутся преступления, связанные с национальной безопасностью и терроризмом.

И наконец, пятый закон — о Нац­агентстве по поиску незаконно нажитых активов. Этот орган будет заниматься поиском активов, нажитых коррупционным путем. После дебатов и поправок ко второму чтению было принято решение, что Нацагентство будет обеспечивать сохранность конфискованного имущества, но не сможет самостоятельно им управлять и тем более реализовывать.

В целом выполнение Украиной ПДВЛ пока можно оценить на "троечку". Так, Рада не проголосовала за отмену неприкосновенности народных депутатов и судей и, похоже, в обозримом будущем не собирается, хотя это тоже является одним из требований ЕС. Но шанс получить от еврочиновников оценку повыше у нас есть. Прежде всего в ближайшие пару недель надо будет закончить формирование антикоррупционных органов и избрать наконец руководителя Антикоррупционной прокуратуры, чтобы у ЕС не возникало сомнений в объективности и незаангажированности этой структуры. Кроме того, после получения замечаний от ЕС по законам об аресте и спецконфискации уже на следующей пленарной неделе надо будет внести в них нужные изменения. И, конечно, в любом случае придется рассчитывать, что европейцы закроют глаза на отдельные недочеты Киева и поверят его обещаниям все исправить. "Сейчас Украина в упор приблизилась к позитивному выводу Еврокомиссии о предоставлении нам безвизового режима", — считает директор Института Евро-Атлантического сотрудничества Александр Сушко.

Предварительное решение ЕС Украина должна получить 24 ноября, когда состоится отложенная ранее встреча старших должностных лиц ЕС. "Пока что наши эксперты изу­чают принятые Верховной Радой законы. Итоговое решение будет оглашено в середине декабря", — сообщил Фокусу пресс-атташе представительства ЕС в Украине Дэвид Стулик. В случае позитивного вердикта Еврокомиссии решение пойдет на утверждение в Европарламент, а после — в Совет ЕС. Опыт других стран показывает, что вся процедура может занять несколько месяцев. Таким образом, при наилучшем стечении обстоятельств безвизовый режим действительно может быть введен уже с конца лета следующего года, о чем заявлял глава МИДа Павел Климкин. В противном случае перспектива безвизового режима будет отложена на неопределенный срок, хотя и не исчезнет в принципе — подход "сейчас или никогда" в этом вопросе не работает.

Fullscreen

Акция в поддержку законопроекта, запрещающего трудовую дискриминацию по признаку сексуальной ориентации

"У нас есть желание дать Украине безвизовый режим, чтобы поддержать ваш народ, дать ему почувствовать реальные выгоды от евроинтеграции, — говорит Фокусу источник в структурах ЕС. — Но мы не можем сделать за украинскую власть ее работу. Авансы велики, но не факт, что Европа опять поверит вам на слово". В любом случае безвизовый режим — это позитивное, но не самое важное следствие принимаемых парламентом законов, ведь эффективная работа тех же антикоррупционных органов важна сама по себе.

Почти полная свобода

О том, как безвизовый режим для украинцев будет реализовываться на практике, ходит много слухов. Так, говорят, что на деле отмена виз приведет лишь к тому, что украинцам не надо будет проводить лишнее время в посольстве и оплачивать визовый сбор, но все равно при себе надо будет иметь страховку, бронь в отеле, приглашение, выписку с банковского счета и прочие документы. На самом деле это не так.

Самый главный и необходимый документ — биометрический паспорт. Без него поехать в ЕС без визы будет невозможно в принципе. Все остальные документы желательны, но не обязательны. "Пограничник имеет право остановить вас и попросить предъявить, например, медицинскую страховку или спросить вас о цели и продолжительности визита. Потому при себе желательно иметь ту же страховку, приглашение, определенную сумму денег, обратный билет. Но в любом случае после введения безвизового режима уже не понадобится тратить время и силы, например, на получение справки с работы и прочих документов", — объясняет директор Института Евро-Атлантического сотрудничества Александр Сушко.

О том, как реализовывается безвизовый режим для Восточной Европы, можно увидеть на примере Молдовы, граждане которой могут ездить в ЕС без виз с апреля прошлого года. По словам молдавского политолога Сергея Остафа, за время его регулярных поездок в ЕС его лишь несколько раз спрашивали о цели визита, а его знакомых — о наличии обратного билета. В целом же, по его словам, молдаване обходятся биометрическим паспортом: "Это полная свобода. Покупаешь билет и улетаешь на уик-энд или на недельку в любую страну, от Греции до Германии".