Основатель Bellingcat: Путин лично ответит в ЕСПЧ за сбитый гражданский самолет

Элиот Хиггинс / dn.no
Элиот Хиггинс / dn.no

Готовится иск, касающийся российского военного вмешательства в Украине

Related video

В Европейский суд по правам человека вскоре будет направлен иск против Российской Федерации и лично президента страны-агрессора Владимира Путина по делу об уничтожении рейса MH17 "Малазийских авиалиний" в Донбассе в июле 2014 года.

Об этом заявил в интервью УНИАН основатель экспертно-журналистской группы Bellingcat, которая занимается расследованиями военной тематики по открытым источникам, Элиот Хиггинс.

"Сейчас адвокат Джерри Скиннер, представлявший жертв катастрофы Локерби, в которой Ливан взял на себя ответственность (рейс авиалиний PanAm потерпел крушение 21 декабря 1988 года из-за заложенной на борту взрывчатки; погибли 243 пассажира и 16 членов экипажа, - ред.), идет в Европейский суд по правам человека с делом против РФ и Путина лично в отношении того, что произошло с МН17 и в отношении российского вмешательства в Украине. Также должна быть публичность в отношении того, что сделала Россия, в отношении того, что Россия постоянно врет в отношении МН17", - заявил Хиггинс.

При этом основатель Bellingcat выразил сомнение, что РФ позволит следствию допросить военнослужащих, которых расследователи считают причастными к этому теракту. "Я сомневаюсь, что их допросят, но и в этом случае - они будут проинструктированы, что они могут сказать, а что - нет. Очень трудно представить сценарий, в соответствии с которым они будут давать показания в суде", - отметил он.

По словам Хиггинса, эксперты в течение года изучали передвижения российских военных из 53-ей бригады в тот период, когда был сбит гражданский авиалайнер. "Мы заявили, что есть двадцать человек (виновных в гибели MH17, - ред.). Но это - двадцать тех, кто входит в командную структуру - командиры бригады, батальона. Это те люди, через которых идут команды. Но есть также лица, которые, похоже, являются частью конвоя. Мы отследили конвой 53-ей бригады 24-25 июня. Это - большое количество солдат, автомобилей, транспортные подразделения. Эти люди передвигались вместе весь путь в Украину. Мы говорим примерно о сотне человек. И они - часть одного подразделения. Они видели, что они делают, они знают, что они шли вместе, как подразделение, и устанавливали систему на месте", - подытожил он.

Хиггинс предположил, что военнослужащие РФ, пересекшие украинскую границу и сбившие МН17, наверняка действовали согласно приказу. "Этот приказ должен быть пройти через разных людей. Откуда этот приказ исходил? Я думаю, что это должно быть очень высоко. Должны быть люди разных рангов, которым было известно, что происходит", - добавил эксперт.

Напомним, 13 октября Совет безопасности Нидерландов обнародовал отчет следствия, согласно которому рейс МН17 был сбит в воздухе над восточной Украиной ракетой, выпущенной из ЗРК "Бук".

Отчет содержит информацию только об обстоятельствах катастрофы самолета, но не называет виновников происшествия. Этим занимается международная группа криминалистов, так называемая следственная группа, в которую входит прокуратура Нидерландов. Ожидается, что результаты расследования Международной следственной группы появятся в феврале 2016 года.

Самолет Boeing-777 компании Malaysia Airlines, осуществлявший рейс MH17 (Амстердам – Куала-Лумпур), был сбит 17 июля 2014 года вблизи Тореза (Донецкая обл.). Погибли все 298 человек (пассажиры и экипаж).

Совбез ООН 29 июля 2015 года не принял резолюцию о создании трибунала для уголовного преследования виновных в авиакатастрофе Boeing. За документ, предложенный Малайзией в соавторстве с рядом других стран, проголосовали 11 стран-членов Совбеза, три страны (Ангола, Венесуэла и Китай) воздержались. Однако Россия, ранее выступавшая за наказание виновных в трагедии, воспользовалась правом вето и заблокировала принятие документа.