Работа над ошибками. Чем довольны и что хотели бы изменить патрульные полицейские

Фото: Александр Чекменев
Фото: Александр Чекменев

Фокус разбирался, довольны ли патрульные службой и что они хотели бы изменить в работе своего ведомства. Пять вопросов новым копам

Related video

Погоня за "ошалевшей" BMW показала несовершенство в подготовке патрульных полицейских. Сторонники отставки министра внутренних дел Арсена Авакова сделали все, чтобы извлечь для себя максимум пользы из этой ситуации. На патрульную полицию в СМИ вылились тонны грязи. В полиции сделали выводы, запретив "жесткие" погони и включив в расписание новых копов больше занятий по стрельбе и тактике.

На вопросы Фокуса отвечают исполняющий обязанности заместителя командира 9-й роты 2-го батальона Киевской патрульной полиции лейтенант Евгений Гарагуля, инспектор 5-й роты 1-го батальона лейтенант Катерина Фартушняк и инспектор 10-й роты 1-го батальона лейтенант Евгений Зборовский.

Оправдала ли работа в полиции ваши ожидания?

Fullscreen

Евгений Гарагуля: В общих чертах да, хотя нюансы есть. Те, кто уволились, скорее всего, ожидали, что в полиции получат все и сразу. Что украинцы сходу примут новых, красивых копов. Но ведь нужно учитывать особенности страны, в которой мы живем. Для среднестатистического украинца проще дать полицейскому 50–100 грн, чем придерживаться закона. Многие даже не понимают, как это – быть законопослушным.

К примеру, я останавливаю водителя легкового автомобиля, который едет по полосе для маршрутных транспортных средств. Он удивляется: "Почему я должен тянуться в пробке вместо того, чтобы проехать по свободной полосе!?" Я говорю ему о людях, которые едут в переполненной маршрутке. Им ведь гораздо тяжелее в пробке, чем ему в машине с кондиционером. А водитель отвечает: "Да ведь сейчас не лето, так что мы в равных условиях".

Fullscreen

Катерина Фартушняк: Да, вполне оправдала, хотя до этого я никогда не служила в правоохранительных органах: я преподавала украинский язык в Одесском университете. Но, работая в полиции, могу сказать, что занимаюсь любимым делом. Когда ты видишь благодарных людей, это очень мотивирует.

Fullscreen

Евгений Зборовский: Ожидания от этой работы полностью оправдались. До полиции я работал в розничной торговле, был администратором магазина. А в полицию пошел, потому что хотел посмотреть изнутри на то, как проходит реформа. Хотя, если честно, когда ездил сдавать первые тесты, не был уверен, что останусь здесь работать. Я подал заявление в полицию спонтанно, неожиданно даже для самого себя.

Что вы хотели бы изменить в работе патрульной полиции?

Евгений Гарагуля: Больше всего раздражают сложности с обеспечением, это вроде пощечины. У нас до сих пор один комплект формы вместо двух и вообще нет зимней формы. Из-за этого иногда хочется бросить все и сказать: с одним комплектом формы служите сами. Но с другой стороны, я понимаю, что создать с нуля патрульную полицию непросто, что 8 месяцев для этого – слишком короткий срок. Тем более что меняем старую систему, оказывающую сильное сопротивление. Да, нам приходится бесплатно работать сверхурочное время, выходя на всевозможные усиления. Вот недавно многих ребят, которые должны были отдыхать, выдернули на охрану футбольного матча. Они потеряли половину выходного, но за это время обеспечили безопасность тысяч людей, пришедших посмотреть футбол.

Катерина Фартушняк: Хотелось бы поменьше бюрократии, но мы понимаем, что за один день ее не победить. Ведь бюрократическая система правоохранительных органов существовала больше двадцати лет. Чтобы настроиться на новый лад, нужно время. И все-таки кое-какие сдвиги есть. Если, к примеру, мы раньше выписывали админпротокол, а потом еще и постановление, то сейчас сразу постановление. Иногда бывает, что мы проводим на работе дополнительные час-два: то нужно сдать админматериалы, то пересменка по той или иной причине затягивается. Но, по-моему, это небольшая жертва. Сейчас нам изменили график работы, так что время на отдых у нас есть. Наша смена длится 12 часов. Если работаем два дня подряд, то потом два дня отдыхаем, а после работаем уже две ночи подряд. При любых раскладах три дня отдыха в неделю у нас точно есть.

"Конечно, хотелось бы и зарплату повыше, и чтобы было по два комплекта формы. Но надо объективно оценивать ситуацию: не может зарплата полицейского быть в пять раз выше, чем, скажем, у врача"

Евгений Зборовский

лейтенант полиции, инспектор 10-й роты 1-го батальона патрульной полиции Киева

Евгений Зборовский: Мне ничего не мешает хорошо работать. Конечно, хотелось бы получать больше материальных благ: большую зарплату, два комплекта формы и т.д. Но надо объективно оценивать ситуацию – не может быть зарплата у полицейского в 5 раз выше, чем у учителя или врача. Когда страна будет на подъеме, тогда можно будет требовать каких-либо изменений. Иногда нам мешают проблемы с бюрократией, но, видя недовольство личного состава, руководство эти проблемы постепенно решает. В начале службы мы обычно приходили на два часа раньше и уходили на час позже, от чего страдала общая эффективность нашей работы. Но сейчас все изменилось: хотя мы работаем на несколько часов меньше, зато эффективнее. Руководство отменило ненужные построения, когда мы были вынуждены по два часа стоять и ничего не делать.

Хотелось бы также решить проблему с базами данных. Те, с которыми мы работаем, могли бы быть намного совершеннее и, главное, полнее. А то часто случается, что пробиваешь по базе автомобиль, а его там просто нет. Хотя на нем государственные номера, а у меня в руках – свидетельство о его регистрации. Насколько я знаю, проблема в том, что раньше баз было несколько: областная, городская, база данных ГАИ и т.д. Сейчас их пытаются свести в одну. Хотелось бы, чтобы это сделали как можно быстрее.

Какие дополнительные навыки нужно освоить патрульным полицейским? Нужны ли им, к примеру, уроки экстремального вождения?

Евгений Гарагуля: Курсы повышения квалификации, касающиеся нормативно-правовой базы, уже работают. А курсы экстремального вождения планируются, я не раз слышал о том, что они вскоре появятся в нашей программе. К сожалению, бывают случаи, когда полицейские не совсем правильно ведут себя за рулем, но это скорее исключение из правил. В большинстве случаев аварии с участием патрульных машин происходят не по вине полицейских.

Катерина Фартушняк: В моей работе, к счастью или к сожалению, пока не было случаев, в которых пригодились бы навыки экстремального вождения. Но в течение смены мы много ездим, автоматически повышая уровень водительского мастерства. Хотя, возможно, уроки экстремального вождения были бы не лишними. Пока же мы оттачиваем знания, касающиеся нормативно-правовой базы, с недавнего времени у нас появилось больше занятий по тактике и огневой подготовке.

"В целом эта работа оправдала мои ожидания. Я понимал, что здесь не будет все и сразу. Кроме того, мне кажется, что за восемь месяцев, учитывая сильнейшее сопротив­ление системы, трудно провести идеальную реформу"

Евгений Гарагуля

лейтенант полиции, и. о. заместителя командира 9-й роты 2-го батальона патрульной полиции Киева

Евгений Зборовский: В принципе, той базы знаний и умений, которую нам дали за три месяца подготовки, хватает для выполнения нашей ежедневной работы. Что касается экстремального или контраварийного вождения, это очень полезная штука, и я в первый месяц работы в полиции в свое свободное время прошел этот курс. Его организовала служба спасения 911, с которой патрульная полиция сотрудничает со дня своего основания. У нас тогда был другой, более изнурительный график, времени хватало только на то, чтобы высыпаться. А курсы нужно было проходить в свободное от работы время. То есть семейные полицейские не всегда могли себе это позволить. Вместе с тем есть обязательные для всех курсы повышения квалификации: по Правилам дорожного движения, по правоведению, по психологии, по тактике. Все они проходят или проходили в нерабочее время, и на них полицейские подразделения являются в полном составе.

Как вам работается со старыми милицейскими кадрами в райотделах? Часто ли они саботируют сотрудничество с вами?

Евгений Гарагуля: С настоящим саботажем можно было столкнуться в самом начале работы патрульной полиции. Сейчас такого нет. Бывает, нам приходится долго ждать следственно-оперативную группу. Но вряд ли это можно считать саботажем, потому что на весь Соломенский район, который я патрулирую, таких групп всего две. Возможно, эти задержки связаны и с реформой МВД, предусматривающей сокращения. Сейчас переходный период, и быстро такие реформы не делаются. Вы же видели, как происходила переаттестация: представители старой системы делали все, чтобы сорвать ее. Наши патрульные, к примеру, сталкивались с общественниками, очень плотно отстаивавшими интересы одиозных сотрудников МВД, на которых журналисты находили материалы уголовного характера. Сейчас патрульная полиция запускается в других городах Украины, и главные усилия нашего руководства направлены на это. Поэтому и в Киеве не всегда все проходит идеально. Когда же патрульная полиция покроет всю Украину, ситуация выровняется.

"Да, у нас много бюрократии, но систему, существовавшую двадцать лет, быстро не изменишь. Надеюсь, когда патрульная полиция полностью заменит ГАИ, мы поборем бюрократию"

Катерина Фартушняк

лейтенант полиции, инспектор 5-й роты 1-го батальона патрульной полиции Киева

Катерина Фартушняк: Я никогда не чувствовала серьезных проблем. Ну разве что сотрудники райотделов долго не приезжают по нашим вызовам, если мы сталкиваемся с уголовными правонарушениями. Но это, насколько я знаю, связано с тем, что вызовов много, а следственно-оперативных групп мало. Реформа МВД только стартовала. Со временем, надеюсь, этот недостаток исправят.

Евгений Зборовский: Конфликты со старыми кадрами в райотделах случались лишь в самом начале нашей работы. Иногда у нас, к примеру, отказывались принимать заявления. Но когда начальников райотделов стали увольнять и переводить на другие места службы, отношение к нам поменялось.

Что самое трудное в работе?

Катерина Фартушняк: Непонимание людьми простого правила: хочешь жить в лучшей стране, стань лучше. Люди критикуют патрульную полицию, но при этом продолжают нарушать Правила дорожного движения, выбрасывают мусор прямо на улицы, курят и распивают спиртные напитки в общественных местах и при этом говорят: "Да ничего не изменилось, копы ничего не смогут сделать". Начинать надо с себя!

Евгений Гарагуля: Насилие в семье. У ребят был такой случай. Их вызвала женщина, которую избил пьяный муж. Тот, увидев полицейского, схватил за волосы свою двухлетнюю дочь и поднял к потолку. "Смотри, – говорит, – мусор! Вот так тебе будет!" Такое просто не поддается пониманию. Каждый второй-третий остановленный нами водитель хамит нам. Но ведь если люди хотят жить в цивилизованной стране, почему они сами ведут себя как варвары? Те, кто хотят, чтобы Украина вошла в Евросоюз, должны прежде всего сами стать законопослушными гражданами. Вместо этого они продолжают вести себя по-совковому и суют нам взятки. Некоторые даже предлагают их с благими намерениями, как награду за ту или иную помощь. Я всем отвечаю, что такая "награда" нам не нужна. Хотите сказать "спасибо" – напишите официальную благодарность по месту службы. А провоцировать нас не надо.

Фото: Александр Чекменев