Евросоюз боится того же, чего боятся и украинцы — остановки реформ, — Ян Томбинский

Фото: Александр Чекменев
Фото: Александр Чекменев

Посол Евросоюза в Украине Ян Томбинский о перспективах безвизового режима для украинцев, выборах на оккупированных территориях, успехах и неудачах действующей власти

Related video

Главный вопрос украинско-европейской повестки дня — получение безвизового режима. Украинская власть с большими трудностями смогла выполнить все требования ЕС. Но для принятия окончательного решения о визовой либерализации еще предстоит пройти сложную бюрократическую процедуру уже в структурах самого Евросоюза. Позиция Европы традиционно играет важнейшую роль и во внутриукраинских делах. Украинские лидеры, завязшие в переговорах о переформатировании Кабмина и коалиции, постоянно напоминают: в Брюсселе не считают досрочные парламентские выборы выходом из кризиса. Но глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский уверяет, что политический компромисс — задача самих украинских политиков, а позиция ЕС сводится к тому, чтобы в нашей стране продолжались нужные реформы.

КТО ОН

Глава представительства ЕС в Украине

ПОЧЕМУ ОН

Знает, когда Украина получит безвизовый режим

Ждите ответа

Украина выполнила все требования, необходимые для либерализации визового режима с ЕС?

— Украина выполнила те положения, которые были записаны в дорожной карте визовой либерализации. Но еще надо посмотреть, как заработает Нацагентство по предотвращению коррупции (НАПК). С избранием его членов возникла задержка, и оно до сих пор недоукомплектовано. Речь не о том, чтобы создать ведомство с правильной вывеской, а о том, чтобы оно стало реальным инструментом, который будет контролировать декларации чиновников. Мы находимся в постоянном контакте с Минюстом, чтобы потом передать информацию о работе НАПК в Еврокомиссию и Европарламент.

Это последний шаг, который надо сделать Украине, дальше все зависит от решений самого Евросоюза. ЕС — очень сложная политико-бюрократическая институция. Процедура следующая: Еврокомиссия сделает предложение о либерализации виз в апреле, потом в рамках обыкновенной законодательной процедуры оно будет передано в Европарламент, который уже задекларировал, что немедленно его рассмотрит. Окончательное решение будет принимать Совет ЕС. Есть политическая воля принять это решение как можно скорее, но насколько быстро это сделают министры стран — членов ЕС, я не знаю.

То есть к резонансным законам об электронном декларировании доходов и имущества чиновниками, а также о спецконфискации имущества в Еврокомиссии уже нет вопросов?

— Еврокомиссия будет очень внимательно мониторить имплементацию этих законов.

Украинцы уже в этом году смогут ездить в Европу без виз?

— Органы ЕС должны принять все решения до летних каникул. С какой даты будет введен безвизовый режим, я не могу сказать. В любом случае никто не отменяет необходимости для украинской власти имплементировать все те законы, которые были приняты ею в рамках подготовки к получению безвизового режима.

"Отношения Украины и ЕС сейчас строятся в контексте Соглашения об ассоциации, а не в контексте вступления с Евросоюз. Я не знаю, что будет с Евросоюзом через год или два, и тем более не возьмусь давать прогнозы на 10-20 лет"

Безвизовый режим правильней называть либерализацией визового режима, ведь для многих категорий украинцев визы остаются. Какой будет на самом деле либерализация визового режима для Украины?

— Прежде всего безвизовый режим будет распространяться на всех обладателей биометрических паспортов. Он предусматривает короткие визиты граждан Украины в зону Шенгена, то есть во все страны ЕС (кроме Ирландии и Великобритании), а также в Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швейцарию.

Безвизовый режим в первую очередь предназначен для туризма, учебы и деловых поездок, участия в выставках и конференциях. Каждый обладатель биометрического паспорта сможет провести в ЕС до 90 дней на 180-дневный период. Безвизовый режим не дает разрешения на работу в ЕС, совершенно другие процедуры применяются и в случае, если вы хотите получить статус резидента.

Как может повлиять грядущий референдум в Нидерландах на либерализацию визового режима для Украины и европейские перспективы нашей страны в целом?

— У властей Нидерландов нет практики работы с результатами подобных референдумов. Конечно, надо верить, что все закончится позитивно для Украины. Но в любом случае это консультативный референдум, и его решение потом будет передано в нидерландский парламент, дальше будут определяться сами депутаты. Этот референдум касается лишь вопроса Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, и 27 из 28 стран — членов Евросоюза уже передали ратификационные грамоты в Совет ЕС, то есть закончили процесс ратификации соглашения. Что касается безвизового режима, то Совет ЕС будет принимать его не консенсусом, а квалифицированным большинством голосов, следовательно, всю процедуру по безвизовому режиму, я надеюсь, можно будет пройти успешно.

Но ведь есть риск того, что голландцы проголосуют против ратификации Соглашения об ассоциации с Украиной, а парламент Нидерландов пересмотрит ратификацию, не одобрив ее, — в Нидерландах скоро парламентские выборы, и многие партии постараются учесть мнение большинства граждан. Какая судьба ждет Соглашение об ассоциации, если парламент Нидерландов повторно не одобрит этот документ?

— Я не хочу рассуждать о потенциальных результатах, так как в конечном счете голландское правительство будет вправе принять любое решение по результатам референдума. Но, как пояснил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, этот вопрос выходит за рамки только голландских интересов. Я надеюсь, что голландцы не скажут "нет" по причинам, которые не имеют ничего общего с самим Соглашением об ассоциации, и что этот референдум не превратится в референдум о самой Европе.

"Удивляет патерналистский подход некоторых бизнесменов, которые заявляют: вот у нас такой хороший продукт, помогите его продать. Они сами должны искать возможности выхода на новые рынки, мы лишь создаем условия для этого"


Ян Томбинский
о недовольстве украинских бизнесменов небольшими квотами, которые ЕС установил для беспошлинного ввоза украинской продукции в рамках ЗСТ
Fullscreen
Ян Томбинский о недовольстве украинских бизнесменов небольшими квотами, которые ЕС установил для беспошлинного ввоза украинской продукции в рамках ЗСТ

Трудности свободной торговли

Некоторые крупные украинские производители, например владелец Мироновского хлебопродукта Юрий Косюк, жалуются на то, что годовые квоты по беспошлинному экспорту украинских товаров в ЕС в рамках зоны свободной торговли исчерпываются за 2–3 месяца. Квоты могут быть повышены в ближайшее время?

— Я понимаю интерес крупного бизнеса в повышении квот, но цель зоны свободной торговли (ЗСТ) в создании конкурентоспособного рынка, с акцентом на малый и средний бизнес, а не на крупных монополистов. Сейчас мы помогаем Украине устанавливать систему фитосанитарного контроля, чтобы привести украинские стандарты к требованиям ЕС.

Наша цель — максимально расширить ассортимент украинских товаров, которые выйдут на европейский рынок. Например, на рынки стран ЕС очень быстро и хорошо зашла продукция украинской кондитерской отрасли.

Подход ЕС состоит не в помощи одному или другому производителю. Никто из европейцев не будет за руку заводить ваших производителей на свой рынок. И мы обеспокоены патерналистским подходом некоторых бизнесменов, которые заявляют: вот у нас такой хороший продукт, помогите его продать. Они сами должны искать возможности выхода на новые рынки, мы лишь создаем условия для этого.

Чего уже удалось добиться в ходе реализации соглашения о ЗСТ?

— Мы открыли свой рынок еще с апреля 2014 года, и уже два года ваши производители могут укреплять свои позиции в ЕС. Но ЗСТ — это эволюционный механизм, нужно время, чтобы адаптироваться к европейским требованиям. Сейчас вы проходите путь, аналогичный тому, который в свое время прошли другие страны Восточной Европы. На первых порах импортировались сложные технологии, инвестиции были направлены на то, чтобы страна могла производить продукцию высокого качества. Например, в Польше сальдо торгового баланса сначала было очень негативным, но сейчас, после 12 лет членства в ЕС, Польша наконец-то стала больше экспортировать в другие страны ЕС, чем импортировать из них.

Fullscreen

Время "Ч". Ян Томбинский не хочет называть конкретную дату отмены виз для украинцев, но намекает, что, как и прежде, многое, будет зависеть от Киева — как он будет имплементировать законы, принятые в рамках подготовки к безвизовому режиму

Как сейчас отзываются об инвестиционном климате в Украине европейские компании, работающие в нашей стране? Есть ли улучшения?

— Компании будут инвестировать только тогда, когда увидят устойчивое улучшение делового климата, когда для решения проблем не надо будет полагаться на политические связи, когда будут доверять госорганам и судам. Деловой климат несколько улучшился: уменьшилось налоговое давление, ряд законов и постановлений, несовместимых с международными обязательствами, были отменены, власти начали более оперативно реагировать на конкретные проблемные ситуации. Но это лишь самое начало того, что должно быть сделано, чтобы значительно улучшить деловой климат.

Европейские компании заинтересованы в инвестировании в Украину в условиях войны на востоке страны?

— Ситуация на востоке — все еще существенный риск для инвесторов. Но многие компании, которые рассматривают возможность работать в Украине, уже не считают это главной помехой. Они знают, что интенсивность конфликта ниже, чем раньше, и что он непосредственно касается лишь части страны. Они гораздо больше озабочены высоким уровнем коррупции и сбоями в системе правосудия. Налоговые вопросы, такие как возврат НДС, выплата дивидендов, а также притеснения различными государственными органами, имеют куда большее значение. В более общем смысле, бизнес хочет видеть на практике реальное и скорейшее осуществление реформ.

Фамилии не важны

Как ЕС воспринимает политический кризис в Украине? Чего боится Европа: досрочных выборов, узурпации власти, реванша Януковича и Ко?

— ЕС боится того же, чего, как я понимаю, боятся и украинцы — остановки реформ. С нашей стороны нет персонализированной политики. Только украинские политические силы должны определять, кто какой пост займет. Мы лишь помогаем Украине в реализации ее потенциала, но ваша страна сама должна найти в себе силы для построения стабильного экономического фундамента.

Философский подход ЕС состоит в том, что во главу угла ставятся интересы потребителя, он двигатель конкуренции, его надо защитить от монополий, которые не заинтересованы в заведении на рынок качественной продукции. Ваши реформы должны защитить индивидуальные права и свободы каждого человека, это принципиально и в целом нехарактерно для постсоветских государств. Но это надо делать.

"Компании будут инвестировать в Украину только тогда, когда увидят устойчивое улучшение делового климата, когда для решения проблем не надо будет полагаться на политические связи"

И все же, какой выход из политического кризиса в Украине вы считаете оптимальным?

— ЕС не является игроком в украинской политике. Мы желаем консолидации политикума вокруг реформ. Также мы хотели бы, чтобы политики изучили опыт предыдущих выборов и изменили избирательное законодательство. Каждый избиратель должен понимать, что происходит с его голосом, чтобы голоса не покупались за гречку, это к вопросу о правах человека, о чем я говорил ранее.

В демократическом государстве выборы — это нормальный инструмент разрешения политического кризиса. Но если их ценой будет задержка реформ, то от этого пострадают все украинцы. Надо восстановить авторитет и доверие ко всем государственным институтам, если это можно сделать при нынешнем созыве Верховной Рады, — пусть украинские политики изучают такую возможность.

Какие главные достижения и главные провалы украинской власти за последние два года?

— Успехи — это стабилизация госбюджета, сокращение дефицита и укрепление независимости энергетического сектора, реформа самоуправления, то есть финансовая децентрализация. Я разговаривал с местными депутатами, для них это новая ситуация, новые возможности, но и новая, непривычная для них ответственность, когда они должны сами определять, на что использовать средства их общины.

Что не получилось? Не изменено избирательное законодательство, хотя это было прописано в коалиционном соглашении. Также не удалось быстро построить систему, которая помогла бы украинским производителям выводить товары на европейский рынок. Реформа правосудия также не закончена, а оно является хребтом демократии, суды должны вызывать доверие граждан.

Всему свое время

Минский процесс, очевидно, заходит в тупик. Где искать выход? Почему дипломаты Германии и Франции так настойчиво требуют скорейшего проведения выборов на оккупированных территориях? Разве они не понимают, что Киев в ближайшие месяцы не получит полноценного контроля над всей Восточной Украиной, а без этого демократические выборы там невозможны в принципе?

— Минские протоколы были разработаны как часть мирного плана президента Петра Порошенко. Благодаря минскому процессу удалось прекратить полномасштабную войну. Но при этом обстрелы продолжаются, гибнут люди, разрушается инфраструктура, заложники по-прежнему в неволе, суверенитет Украины не восстановлен. Обо всем этом идет речь в минских договоренностях, подписанных в феврале прошлого года.

"ЕС не является игроком в украинской политике. Мы желаем консолидации политикума вокруг реформ"

Первые пункты говорят о мире, об отводе войск и прекращении огня, дальше — уже политическая часть, поиск нового будущего для региона. Эти пункты связаны, и выборы не могут состояться без достижения нужных условий. Это и избирательное законодательство, но туда сложно записать вопросы безопасности, доступа украинских СМИ и политических партий, свободу избирательной кампании и т. д. Это условия, которые составляют не систему, а контекст выборов. Об этом пытается договориться политическая группа в Минске, я не являюсь участником этих переговоров. Но в любом случае выборы должны быть легитимными, пройти по тем правилам, которые приняты в цивилизованном мире. Главная цель этих выборов — получить полноценных представителей тех граждан, которые проживают на территориях самопровозглашенных республик. В том числе и тех, кто был вынужден покинуть родные места из-за боевых действий, их нельзя лишать гражданского права избирать своих депутатов. Еще раз подчеркну: при этом нельзя идти на такие компромиссы, которые создали бы иллюзию, что выборы организованы правильно, а на самом деле они нарушали бы демократические стандарты.

В Донбасс могут ввести миротворческий контингент ЕС?

— Сейчас ЕС предоставляет всю необходимую помощь миссии ОБСЕ, у которой может быть и миротворческая, а не только наблюдательная миссия, но для этого нужен компромисс между всеми участниками ОБСЕ.

В ЕС все чаще слышны призывы к отмене или ослаблению санкций против России. Это может повлиять на европейскую политику в отношении РФ?

— Идея санкций — заставить РФ изменить свою политику в отношении Украины. ЕС два года назад ввел санкции против РФ в связи с аннексией Крыма, а после и в ответ на агрессию на востоке Украины. И все это время регулярно слышны призывы их отменить. Но есть решения, а есть комментарии этих решений. Я считаю, надо больше обращать внимание на первое.

За последнее время были отменены санкции против Беларуси. То есть санкции это не какие-то неизменные вещи, a инструмент влияния на политику партнеров ЕС. Евросоюз вернется к вопросу санкций против РФ через полгода. Хорошо, если Украина за это время наглядно покажет всем, что страна идет вперед.

Россия всячески пытается подогревать идеи евроскептицизма в самом ЕС. Евросоюз реагирует на эти угрозы?

— За последние 40 лет было много спекуляций на тему распада ЕС. Но история показала, что из каждого кризиса Евросоюз выходил еще более интегрированным. Цена его развала стала бы слишком серьезной для любой европейской семьи. Все кризисы возникали из-за того, что какие-то европейские страны не выполняли своих обязательств перед другими членам ЕС, которые они взяли на себя на основе общеевропейских решений. Поэтому надо усилить роль центральных органов ЕС и помочь странам выполнять такие обязательства, в том числе и путем санкций.

Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что в ближайшие 20–25 лет Украина не вступит ни в ЕС, ни в НАТО. Это реальный срок или смысл этого заявления — успокоить голландское общество перед будущим референдумом в Нидерландах?

— Отношения Украины и ЕС сейчас строятся в контексте Соглашения об ассоциации, а не в контексте вступления в Евросоюз. Я не знаю, что будет с Евросоюзом через год или два, и тем более не возьмусь давать прогнозы на 10–20 лет. Но пока Украина не реализует все, что предусмотрено СА и ЗСТ, пока мы не станем более интегрированы, вопрос о членстве не появится на повестке дня. Всему свое время.

Фото: Александр Чекменев