Опасный компромисс. Зачем Франция и Германия принуждают Украину к миру на российских условиях

Фото: novayagazeta.ru
Фото: novayagazeta.ru

Франция и Германия предлагают выгодные для России пути выхода из ситуации в Донбассе, Украина не соглашается

Related video

В среду, 14 сентября, после переговоров с президентом Петром Порошенко главы МИД Франции Жан-Марк Эро и МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявили, что после установления режима тишины в Донбассе Киев должен приступить к имплементации политической части минских соглашений. Европейские дипломаты предложили следующий механизм: прекращение боевых действий, принятие Верховной Радой законов о выборах в Донбассе и "особом статусе" оккупированных территорий, отвод вооружений с обеих сторон, амнистия боевиков, освобождение заложников, окончательный вывод войск. "Безопасность невозможна без усиления политического процесса. С другой стороны, продолжение политического процесса невозможно без безопасности. Так что нам необходимо работать над тем, чтобы мы это воплотили разумно и параллельно, то есть пакет безопасности и политический пакет", — заявил Штайнмайер.

Такой подход полностью удовлетворяет интересы российской стороны — выборы в Донбассе могут состояться при неподконтрольной Украине границе, без разоружения боевиков и вывода оккупационных войск. Украинские дипломаты поспешили успокоить: ни о каком принуждении к миру на выгодных для РФ условиях речи быть не может. Да и саму политическую часть минских соглашений, которая потребует решений парламента, пока вряд ли получится реализовать. Собрать 226 голосов за амнистию будет крайне сложно, а 300 голосов за "особый статус" — практически невозможно.

Бывший член трехсторонней контактной группы в Минске Роман Безсмертный и вовсе считает, что не стоит придавать слишком большого значения заявлениям Эро и Штайнмайера — они сейчас больше работают на внутреннюю повестку своих стран.

Fullscreen

— Надо анализировать ситуацию комплексно. Во-первых, вспомним недавнее заявление главы МИД РФ Лаврова о том, что после разговоров с Эро и Штайнмайером они "договорились договариваться". Во-вторых, — позицию Эро и Штайнмайера: надо обеспечить прекращение огня и начать двигаться по пути выполнения минских договоренностей. И наконец, заявление главы нашего МИД Павла Климкина о возможных шагах украинских дипломатов и политиков в связи с проведением выборов в Госдуму РФ в Крыму.

Начиная с активизации обстрелов в Донбассе и заканчивая последними инициативами Кремля, все направлено на то, чтобы погасить активную позицию Украины по реагированию на выборы в Крыму. И все, что говорится в последние дни, абсолютно не имеет отношения к выходу из ситуации по Донбассу. В России выборы через три дня — Путину и всей властной верхушке надо проявлять агрессивность и мобилизовать электорат. Штайнмайер в меньшей мере тут присутствует как глава МИД Германии, в большей мере — как представитель страны, которая сейчас председательствует в ОБСЕ, а в еще большей мере — как один из главных претендентов на должность следующего канцлера Германии. Эро присутствует как представитель партии, которая вскоре включится в президентскую гонку во Франции. Если тема украино-российской войны стала очень важным компонентом избирательной кампании в США, то почему она не может стать столь же важной на выборах во Франции или Германии?..

А о России и речи нет, тема отношения к Украине, к войне там всегда одна из самых важных. Поэтому пока мы наблюдаем заполнение паузы. Заявления высокопоставленных лиц о прекращении огня не выполняются. То есть они говорят, зарабатывают или теряют политический капитал, а ситуация на территории аннексированного Крыма и оккупированного Донбасса развивается своим чередом.

Попытки расшатать ситуацию будут, но твердая украинская позиция обеспечивает продолжение диалога.