Принуждение к миру. Кому выгодно замораживание конфликта в Донбассе

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Европейцы предлагают решение донбасского конфликта на не выгодных Украине условиях. Минский процесс забуксовал окончательно

Related video

Во время визита в Украину в середине сентября главы МИДов Франции Жан-Марк Эро и Германии Франк-Вальтер Штайнмайер предложили очередной план разморозки ситуации в Донбассе. Он предусматривает, что отвод вооружений с обеих сторон линии разграничения и расширение присутствия миссии ОБСЕ будет происходить параллельно с принятием Верховной Радой законов об "особом статусе" Донбасса, выборах в ОРДЛО и амнистии боевикам. Европейские дипломаты даже выставили конкретные временные рамки — с 15 сентября должен был начаться режим прекращения огня. Интенсивность боев после 15 сентября действительно снизилась, однако никакого прекращения огня не случилось, а о голосовании за особый статус Донбасса или за выборы в ОРДЛО парламентарии даже не вспоминали.

21 сентября представители Трехсторонней группы в Минске таки подписали соглашение о разведении сторон в Донбассе. Данное разведение запланировано только на трех участках с четко определенными координатами. Речь идет о населенных пунктах Золотое и Станица Луганская на Луганщине, а также Петровское, Старобешевский район Донецкой области. Будут сформированы зоны безопасности, каждая площадью не менее 4 кв. км. Контролировать соблюдение договоренностей о разведении сторон в зонах безопасности будут наблюдатели СММ ОБСЕ. Документ предусматривает деэскалацию в районе линии соприкосновения и фактически создает условия, в которых стрелковое оружие не может использоваться для обстрелов. Рамочное решение предусматривает полное выполнение предыдущих договоренностей Трехсторонней контактной группы по отводу с линии соприкосновения пушек калибром менее 100 мм.

В остальном конфликт продолжается, а позиции Украины и России в переговорном процессе расходятся все больше. После проведения выборов в Госдуму в оккупированном Крыму ВР отказалась признать легитимность нового российского парламента и, как следствие, любых нормативных актов, которые он будет принимать. В таких условиях дальнейшая консервация конфликта выглядит не только неизбежной, но и вполне выгодной двум главным его участникам — Украине и РФ.

Fullscreen

Давайте жить дружно. План мирного урегулирования российско-украинского конфликта, предложенный министрами иностранных дел Германии и Франции, на руку России. Однако украинские дипломаты считают, что не стоит придавать большого значения заявлениям Эро и Штайнмайера: их риторика сейчас в большей степени рассчитана на электорат в их странах

Свои интересы

Несмотря на то, что календарные сроки реализации плана, предложенного европейскими министрами, сорваны, Запад и дальше будет предпринимать попытки реализовать схему "перемирие — отвод войск — особый статус — миссия ОБСЕ — выборы в ОРДЛО". Как и было обещано на последнем саммите Большой двадцатки в Китае, скоро состоится новая встреча в нормандском формате на самом высшем уровне. "Сегодня необходимо сделать все возможное для реализации минских соглашений. В противном случае возобновится насилие и может даже начаться война", — заявил французский президент Франсуа Олланд во время последнего заседания Генассамблеи ООН.

Активизация французских и германских политиков вполне предсказуема. В апреле следующего года парламентские выборы должны состояться во Франции, в августе — сентябре 2017-го — парламентская кампания в Германии. Лидеры этих стран активно ввязались в украинско-российский конфликт с самого начала и хотят его решить хоть каким-то способом до старта избирательных гонок. По крайней мере, именно такую точку зрения отстаивает бывший представитель Украины в Трехсторонней контактной группе (Минская группа) Роман Безсмертный. Он считает, что не стоит придавать слишком большого значения заявлениям Эро и Штайнмайера — они сейчас больше работают на внутреннюю повестку своих стран, где достаточно много недовольных натянутыми отношениями с Россией. "Штайнмайер в меньшей мере присутствует в переговорном процессе как глава МИДа Германии, в большей мере — как представитель страны, которая сейчас председательствует в ОБСЕ, а в еще большей мере — как один из главных претендентов на должность следующего канцлера Германии, — отмечает Роман Безсмертный. — Эро присутствует как представитель партии, которая вскоре включится в президентскую гонку во Франции. Если тема украинско-российской войны оказалась очень важным компонентом избирательной кампании в США, то почему она не может стать столь же важной на выборах во Франции или Германии?"

Абсолютное и безусловное требование Киева — не просто прекращение обстрелов со стороны бое­виков, но и вывод российских вой­ск в РФ и разоружение местных бое­виков

В свою очередь Россия пытается и дальше держаться "над схваткой". После заявлений Штайнмайера о привезенных им из Москвы гарантиях прекращения огня в Кремле заявили, что стороной конфликта не являются, следовательно, обещать ничего не могут. "На линии разграничения с одной стороны находятся Вооруженные силы Украины, с другой — "вооруженные силы Донбасса", то есть "ополченцы", — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Вопрос о том, откуда эти "вооруженные силы Донбасса" два с лишним года берут военную технику и боеприпасы, в Европе по-прежнему деликатно не задают. Позже Владимир Путин заявил, что Кремль согласен "создать условия для переговорного процесса и самим принять в нем участие", но при этом подчеркнул, что исключительно "в роли посредников".

Впрочем, пока непонятно, о чем в принципе могут договориться Украина, РФ и Запад. Сразу же после выступлений Штайнмайера и Эро украинская дипломатия отреагировала категорично: ни о каких уступках с украинской стороны не может быть и речи. Абсолютное и безусловное требование Киева — не просто прекращение обстрелов со стороны бое­виков, но и вывод российских вой­ск в РФ и разоружение местных бое­виков. Только после этого Украина готова рассматривать политические шаги вроде "особого статуса" или выборов в ОРДЛО. Таким образом, переговорный процесс по-прежнему остается тупиковым, и если западных лидеров такое положение вещей может не устраивать, для Украины и РФ оно вполне выгодно, хоть и по разным соображениям.

Время ждать

Главная цель Кремля сейчас — любыми силами интегрировать оккупированные территории назад в Украину. О независимости или тем более присоединении "ДНР/ЛНР" уже давно не говорят ни официальные лица РФ, ни прокремлевские идеологи и медийщики. Раз план создания "Великой Новороссии" полностью провалился, задачей-максимум стало удержание Украины от дальнейшей европейской интеграции, а с гирей в виде ОРДЛО далеко в Европу наша страна точно не зайдет. Поэтому сейчас РФ выгодно поддерживать перманентное напряжение на линии фронта и, как следствие, напряжение в украинском обществе, а также продвигать любые инициативы, которые могут ослабить центральную власть. И выжидать, пока внешняя конъюнктура опять не изменится в пользу Кремля. Даже если в конце года Евросоюз продлит секторальные санкции против России, это продление может оказаться последним. В ключевых странах Евросоюза, в первую очередь во Франции и Германии, укрепляют свои позиции радикалы, в основном правого толка, для которых настоящим подарком стал охвативший Старую Европу миграционный кризис. Если власть в Париже и Берлине станет более лояльной к Кремлю (а европейские ультралевые и ультраправые — лучшие друзья Путина), стоит ожидать смягчения санкций и усиления давления Запада на Киев. К примеру, на местных выборах в Берлине, состоявшихся 18 сентября, партия Ангелы Меркель ХДС потерпела очередное поражение. Политическое объединение, расколотое между сторонниками и противниками массовой миграции, набрало лишь 18% голосов, пропустив вперед Социал-демократическую партию c 23%. При этом социсследования свидетельствуют, что избиратели ХДС переходят на сторону ультраправой "Альтернативы для Германии", набравшей на выборах в Берлине 12% голосов. "Если вы считаете нынешних западных лидеров недостаточно проукраинскими, то что вы скажете про их сменщиков", — отмечает один из украинских дипломатов.

Украинская власть, похоже, понимает, что в вопросе Донбасса стоит и дальше отказываться от любых решений, которые узаконят реальное ограничение государственного суверенитета. Невозможность голосования за "особый статус" или амнистию боевикам обусловлена и внутренней конъюнктурой. В условиях падения своего рейтинга президент не рискнет даже поднять эти противоречивые вопросы в сессионном зале, ведь массовый радикальный протест ему будет гарантирован. Другого пути, кроме бесконечных маневров вокруг минских соглашений, у украинских дипломатов пока нет. С одной стороны, стоит подчеркивать свою приверженность мирному пути урегулирования ситуации в Донбассе (это первые лица государства делают постоянно), с другой — не давать Парижу, Берлину и Москве повода обвинить Киев в срыве минских соглашений. С третьей — подчеркивать, что мяч уже давно находится на поле России, которая является отнюдь не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником конфликта. Параллельно Украине необходимо наращивать военную мощь, проводить реформы и рассчитывать, что российская экономика под гнетом санкций и внутренних структурных проблем коллапсирует раньше, чем ситуация в США и ЕС изменится в пользу Кремля.