Бюрократия онлайн. Как чиновники стали ближе к украинцам

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

В Украине заработали сайты с открытыми государственными данными и порталы, предоставляющие админуслуги онлайн. Общение украинцев с чиновниками существенно упростилось 

Related video

Простое и удобное получение государственных услуг — это элементарное уважение власти к своим избирателям. Но до недавнего времени Украина славилась чиновничьим маразмом. И только за последние два года усилиями нескольких сотен волонтеров и нескольких десятков действительно продвинутых государственных служащих ситуация начала меняться к лучшему. И как результат, Украина за два года поднялась сразу на 25 позиций в UN E-Government Development Index-2016: с 87-го на 62-е место.

За два года было запущено или модернизировано свыше десятка более-менее удобных онлайн-сервисов с открытыми государственными данными и порталов, на которых можно воспользоваться админуслугами онлайн, подать петиции в органы власти. Правда, пока далеко не все эти сервисы работают идеально, многие из них сердят пользователей, вынуждая избрать традиционный путь бумажной подачи документов.

Дело в том, что существует четыре этапа предоставления электронных админуслуг. Первый — информирование населения об услугах через вебсайт. Второй — электронная запись на прием, онлайн-заполнение заявлений. Третий — это полностью электронная подача всех документов, но получение результата в офисе ведомства. И четвертый этап — это когда обратившийся может скачать необходимый документ онлайн. Проблема в том, что многие правительственные сервисы сейчас застряли на первом-втором этапе. Кроме того, создать IT-продукт или решение для электронного правительства — это далеко не все, объясняет руководитель проекта Е-data Александр Щелоков: "Надо изменить законодательство, нормативную базу, провести кампанию по популяризации сервиса, научить пользоваться, создать качественную поддержку и сопровождение ресурса". И только тогда все пользователи таких сервисов признают, что чиновники действительно стали к ним ближе.

Электронные сервисы стремительно развивались приблизительно до августа 2016 года, но с тех пор их качественный и количественный рост прекратился

"Почему мы не запускаем все услуги полностью в электронной форме? В некоторых процедурах мы не можем избавиться от, условно говоря, штампиков. Где-то госорганы нам не дают АПИ. Где-то услуги запущены в пилотном режиме в половинчатом варианте и перейдут полностью в онлайн в будущем", — объясняет Дмитрий Дубилет, экс-менеджер ПриватБанка, создавший вместе с единомышленниками на добровольных началах один из самых полных порталов электронных админуслуг — iGov. На этом сайте представлено множество услуг, которые недоступны на "чиновничьем" портале Poslugi.gov.ua. Интернет-сервис, запущенный в июне 2015 года, позволяет отправлять запросы в различные государственные инстанции и получать необходимые документы и сведения не выходя из дома. В электронной форме можно получить выдержку из реестра авто, записаться в очередь на получение земельных участков, зарегистрировать общественную организацию, подать заявку на выдачу справки о размере пенсии. Через iGov уже совсем скоро можно будет получить или заменить загранпаспорт и ID-карту гражданина Украины. При этом портал имеет, пожалуй, самый "дружелюбный" интерфейс. По данным Дмитрия Дубилета, только за прошлый год через сайт было заказано около 150 тыс. государственных услуг

В том, что такой сайт дублирует услуги официальных порталов, особых проблем никто не видит. "Должна быть модель децентрализованного предоставления услуг. То есть их могут предоставлять частные компании. Государство само не всегда понимает, какие сервисы нужны людям, как их предоставлять, что для людей важно, а что — нет, — говорит Денис Гурский, основатель организации IT-волонтеров SocialBoost. — Не нужно переучивать государство, необходимо дать возможность украинским программистам разрабатывать сервисы, которые позволяют зарабатывать деньги и что-то отчислять в госказну. Таким образом, качество админуслуг улучшится".

По словам Гурского, открытые государственные данные больше всего могут помочь в сфере городских проектов. Локальные данные постоянно собираются коммунальными предприятиями и могут быть легко использованы на благо общин, поскольку касаются транспорта и логистики, агросектора, энергетики, финансов.

Но есть и негативные тенденции: такие электронные сервисы стремительно развивались приблизительно до августа 2016 года, но с тех пор их качественный и количественный рост прекратился. За последние месяцы перечни и качество услуг на большинстве государственных сайтов практически не изменились. Создается впечатление, что чиновники потеряли интерес к открытой работе. За это время в сфере электронного правительства произошло только одно важное событие — запуск портала электронных деклараций чиновников. Но и этот ресурс стартовал с большим скрипом.

Возможно, электронное правительство получит новый импульс с уходом из ПриватБанка его IT-директора Дмитрия Дубилета, которого называют одним из самых успешных инноваторов в Украине (в этом году его включили в список New Europe 100 — сотню наиболее прогрессивных европейцев). Он допустил, что теперь будет заниматься iGov не 10%, а 100% своего времени.