Грязная проблема. Большое путешествие львовского мусора по Украине

Фото: ГосЧс Львовской области
Фото: ГосЧс Львовской области

Фокус разбирался, почему львовский мусор стал всеукраинской проблемой и какие пути ее решения существуют

Related video

Львов, который называют культурной столицей Украины, в 2016 году все чаще стал ассоциироваться с мусором. Проблема хранения отходов существует тут давно, но обострилась она в мае прошлого года из-за возгорания на свалке и трагической гибели спасателей под завалами. После закрытия полигона вопрос приобрел яркую политическую окраску: местные львовские власти обвиняют правительство в бездействии, а последнее в свою очередь всю ответственность возлагает на городского голову Львова Андрея Садового. О проблеме узнали даже в Польше: мэр Львова обратился в администрацию Люблина с просьбой забрать мусор. Фокус пытался разобраться, почему львовский мусор — уже не проблема одного Львова и какие пути решения кризиса существуют.

Мусорный грунт

Гигантская свалка мусора площадью 26 га в прямом смысле слова отравляет жизнь жителям соседствующего с ней села Грибовичи вот уже 49 лет. За все это время туда свозились отходы из Львова и близлежащих районов. В советские времена об экологии не заботились, поэтому к бытовым отходам добавлялись еще и производственные. Среди них были и те, которые содержали кислые гудроны — вещества, не поддающиеся утилизации.

Обещания закрыть свалку в 2006 году так и оставались обещаниями. Уже тогда было несколько вариантов создания нового полигона, предложенных ОАО "Институт горно-химической промышленности "Горхимпром". Дальше планирования дело не пошло, а значит, и закрыть действующую свалку было невозможно: вывозить мусор из областного центра больше некуда. Сроки решения вопроса переносились, а проблемной оказалась даже установка оборудования по производству биогаза из отходов. Компания, взявшаяся работать над проектом, резко ушла в отказ, но разорвать соглашение с ней не вышло даже через суды.

Затянувшееся спокойствие львовских властей закончилось в мае 2016 года, когда на полигоне возникло возгорание. Трое спасателей и эколог, ликвидировавшие его, погибли под завалами тлеющего мусора. Уже на следующий день свалку закрыли.

В январе 2017 года вопрос львовского мусора вышел за пределы Украины

Закрытие полигона "Збыранка" вызвало волну дискуссий. Многие местные политики высказывались за возобновление работы полигона в Грибовичах. О том же заявляли департамент экологии и природных ресурсов Львовской области, а также компания "АВЕ Львов", которая занимается вывозом мусора. В горсовете предлагали старый план по рекультивации "Збыранки": заложить откосы свалки 3 млн кубических метров мусора, а сверху засыпать двухметровым слоем земли. Предусматривалась посадка растительности на этой территории. Заместитель председателя комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Верховной Рады (партия "Самопомич") Сергей Кираль даже сравнивал проблему с марсельской, где аналогичную свалку мусора таким же образом рекультивировали и засыпали землей.

Безвиз для мусора

Планам по рекультивации свалки не суждено было сбыться: в ноябре прошлого года после иска областной прокуратуры Львовский суд запретил все возможные работы на свалке.

"Сортировка мусора на полигоне "Збыранка" — единственное логическое решение в данной ситуации. Полигоны, которые закрываются и рекультивируются, продолжают работать в течение 10–15 лет. Ситуация во Львове усложняется с каждым днем. Временное решение затянулось слишком надолго, а перевозки на большие расстояния слишком дороги", — говорит директор компании "АВЕ Львов" Олег Гайовишин. Временное решение, о котором он вспоминает, — вывоз мусора на другие полигоны на территории всей Украины. Лимит дружелюбия городов, куда решили вывозить отходы, был быстро исчерпан. Запорожье, Николаев, Днепр и Киев отказались от своих обещаний. В Киевской области не обошлось даже без протестов на подъезде к свалке села Крюковщина. Активисты не раз публиковали фотографии стихийных свалок возле населенных пунктов, обвиняя в их появлении именно львовские власти. Попытки выбросить мусор в лесных массивах Бусского района Львовской области зафиксировала и государственная экологическая инспекция.

Мусорная проблема Львова оказалась на стыке интересов разных политических сил как на региональном уровне, так и в Киеве

В январе 2017 года вопрос львовского мусора вышел за пределы Украины. По информации польских медиа, Андрей Садовый обратился к городской администрации Люблина с просьбой забрать львовский мусор. Он объяснил просьбу опасностью для экологии Восточной Европы. Обращение в администрацию польского города больше напоминает громкий политический шаг, чем возможность решить проблему: даже при всем желании властей Люблина, они не смогут забрать львовский мусор без разрешения Главной инспекции по охране окружающей среды и Министерства экологии и природных ресурсов Украины. Последнее же не отправляло никаких запросов в Польшу. Более того, по словам Олега Гайовишина, технически вывозить мусор в Польшу практически невозможно: "На границе нельзя будет проверить, если ли в мусоре контрабанда. Кроме того, украинские отходы неконтролируемые. Они не сортируются, как должны сортироваться в европейских странах".

Битвы на политическом полигоне

Андрей Садовый оказался в центре идеального мусорного шторма. Не заладилось и с Администрацией президента, и с правительством, и с Львовской облгосадминистрацией. Согласно соцопросам, последние полгода политик неизменно удерживает пятую позицию в рейтинге возможных кандидатов на пост президента, тем не менее, процент его поддержки упал с 8,9 в августе 2016 до 8,4 в декабре. Если проблема останется нерешенной, уровень электорального доверия к Садовому, как и к партии "Самопомич", продолжит падение.

24 января перепалка с правительством перешла на повышенные тона. Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что решение проблемы со львовским мусором в компетенции городских властей. "Бюджет развития города в 2017 составляет 1,8 млрд гривен. Недопустимо с такими деньгами не решать проблему", — заявил премьер-министр.

По словам Сергея Кираля, решение в данной ситуации — вопрос не денег, а политической воли. "Если бы городским властям назвали участок, выделение которого согласовано громадами, областной администрацией и правительством, то проблемы бы не было. Гройсман прекрасно знает, что Министерство регионального развития с 3 февраля 2016 блокирует решение по проекту Европейского инвестиционного банка, с которым Львов начал работать еще в 2014 году". — уверен Кираль.

Гройсман поручил вопрос главе Львовской облгосадминистрации Олегу Синютке. Между Синюткой и Садовым тоже не все гладко. Пока городская администрация пытается получить кредит от Европейского инвестиционного банка для рекультивации полигона, а также создания комплекса сортировки и утилизации отходов, глава ЛОГА решил провести конкурс на поиск инвестора строительства такого комплекса. Остается непонятным, кто в планах Синютки будет заниматься рекультивацией полигона.

В ЛОГА предложили три локации для строительства комплекса по утилизации отходов, впоследствии обвинив городскую администрацию в бездеятельности. Проблема, однако, была в людях, живущих неподалеку от локаций: на территории двух из трех участков находится старое запущенное производство серы. Местные не хотят еще больше рисковать экологией вокруг своих домов.

Мусорная проблема Львова оказалась на стыке интересов разных политических сил как на региональном уровне, так и в Киеве. Пока местные, областные и киевские власти продолжают бросать друг в -друга камни так, что осколки летят даже в Польшу. После ударов по имиджу Львова ставки повышаются до имиджа Украины.