На Красной площади никогда не соберутся сотни тысяч людей, чтобы свергнуть неугодный режим, — Мустафа Джемилев

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Бессменный лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев о коллаборантах, конфликте с "хизбутами" и блокаде полуострова и Донбасса

Related video

Продолжение. Начало читайте здесь

Коллаборанты на службе

Бывший председатель Алуштинского регионального меджлиса Энвер Арпатлы на судебном процессе по "делу 26 февраля" неожиданно дал показания не против Ахтема Чийгоза, обвиняемого российскими властями в организации беспорядков, а против главы крымского Госкомнаца Заура Смирнова, одного из самых влиятельных крымских татар, перешедших на службу к россиянам. При этом сам Арпатлы тоже перешел на их сторону, хотя и выехал из Крыма. Как вы оцениваете его поступок?

— Я бы не стал придавать значение словам этого человека-флюгера. Во время событий 26 февраля он был одним из активистов с украинским флагом, но пришли оккупанты, дали ему какую-то должность, и он начал усердно на них работать. Потом что-то пошло не так, его уволили, он убежал в Татарстан. Да и его обвинения в организации беспорядков в адрес Заура Смирнова, с которым у него были натянутые отношения, совершенно беспочвенны, поскольку беспорядки совершались свезенными со всего Крыма и соседней Кубани пророссийские толпами и отрядами, руководство которыми поручили нынешнему "премьеру" Крыма Аксенову. Это хорошо знает и Арпатлы, но сказать об этом не осмелится — Татарстан ведь тоже пока Россия, и достать его оттуда органам не составит никаких проблем. О Зауре Смирнове я бы не сказал "один из влиятельных крымских татар". Таковых в администрации нынешнего Крыма из числа крымских татар нет. Все они лишь марионетки, которых в любой момент щелчком могут выбросить с "хлебных" мест, да еще и посадить, если попытаются как-то дергаться. Вообще у этих коллаборантов, которых, к нашей гордости, очень немного, сейчас полная депрессия. Они на людях, как правило, уже почти не показываются, даже муфтий ходит с большой охраной ФСБ. Да и зачем показываться на людях, когда тебе никто, за исключением небольшого круга таких же холуев, "здравствуй" не скажет, руки не протянет. Словом, денег много, но никакого комфорта.

Какая судьба, на ваш взгляд, ждет другого известного крымского татарина Руслана Бальбека, который стал депутатом Госдумы РФ и уехал в Москву?



Fullscreen

— Полутатарина, потому что он, как и Заур Смирнов, по матери русский. Полагаю, что он продержится на плаву дольше других коллаборантов, поскольку начал служить ФСБ России еще задолго до оккупации — по нашим сведениям, примерно с 2004 года, когда был завербован в Москве. А бежал он туда после возбуждения против него в Украине уголовного дела за хищения в особо крупных размерах, мошенничество и подделку печати (в совокупности предусматривается до 12 лет лишения свободы). Судя по 47-страничному обвинительному заключению, утвержденному прокуратурой Печерского района Киева, он обвинялся в хищении у фирмы "Тес-Тур" около 1,5 млн грн, $60 тыс., автомобиля и еще кое-чего. По возвращении в Украину в 2006 году его арестовали, но он пробыл в киевском СИЗО всего несколько месяцев. Бальбека отпустили под подписку о невыезде, но он снова бежал. Его объявили в розыск. При Януковиче по заданию СБУ и ФСБ России этот "разыскиваемый" усердно работал на раскол крымских татар, активно выступал по телевидению, создавал некий "народный фронт" против Меджлиса. После оккупации Крыма стал "вице-премьером", его деятельность в основном сводилась к тому, что он систематически делал какие-то заявления против Меджлиса. В сентябре прошлого года ему привалило новое счастье — по списку "Единой России" стал депутатом Госдумы. Насколько мне известно, нынешний прокурор АРК в Киеве Мамедов после долгих требований недавно заполучил в свое распоряжение 15-томное дело в отношении Бальбека и его брата, которое незаконно и по соображениям "политической целесообразности" было закрыто прошлой властью. Он потребует экстрадиции этого жулика из России в Украину. Россия, конечно же, откажет в его выдаче, и тогда его объявят в розыск через Интерпол. При радикальной смене власти в России он, скорее всего, будет передан Украине.

До аннексии Крыма у вас был конфликт с исламской организацией "Хизб-ут Тахрир", запрещенной в РФ. Сейчас российские силовики арестовывают крымских мусульман по обвинению в участии в этой партии. Многие ее члены выехали на материк, в Украину, где организация действует свободно. В похожей ситуации оказался и Меджлис, запрещенный в России прошлой осенью. Изменило ли это вашу позицию по отношению к этой организации?

— Это нельзя назвать конфликтом. Мы заявляем, что идеология "Хизб ут-Тахрир" по строительству некого "всемирного халифата", разделению мусульман на "правильных", к которым они относят только своих приверженцев, и неправильных совершенно неприемлема для крымскотатарского народа, наносит серьезный ущерб его единству в отстаивании своих законных прав. Они всегда были против участия крымских татар в выборах, поскольку их, оказывается, придумали "неверные". Но это как раз соответствовало интересам пророссийски настроенной администрации Крыма, ибо уменьшало численность избираемых нами своих депутатов. Поэтому наиболее острые препирательства с ними были именно в периоды предвыборных кампаний.

"Война в Донбассе — это тоже наша война, ибо без полного восстановления территориальной целостности Украины мира у нас не будет"

Но обвинять их в экстремизме или терроризме, как это делают сейчас оккупационные власти, не было никаких оснований — за все время существования (примерно с середины 1990-х годов) члены этой секты не совершили ни одного террористического акта. Поэтому их аресты и суды оккупантов над ними считаем совершенно противоправными. Интересно, что сейчас оккупанты стараются брать показания у других мусульман против сторонников "Хизб ут-Тахрир", используя существовавшие ранее препирательства с ними. Только на днях в Бахчисарае по делу арестованных "хизбутчиков" допросили пять или шесть крымских татар, в том числе моего 80-летнего брата, который до оккупации возглавлял одну из религиозных общин в Бахчисарае. Ответы допрошенных, как мне сообщили, сводились к тому, что противоречия с "Хизб ут-Тахриром" — наше внутренне дело и мы сами с ними разберемся.

Какие у вас сейчас с ними взаимоотношения?

— После оккупации у нас в Киеве были встречи с "хизбутами", салафитами и представителями иных сект, выехавших в материковую часть Украины. Их отношение к Меджлису значительно изменилось, они не считают его теперь своим врагом, выражают готовность воевать с оккупантами под флагом Меджлиса. Мы ответили, что у нас стратегия не на военное решение вопроса, ибо война на территории Крыма означала бы почти полное уничтожение нашего народа и превращение полуострова в безжизненную пустыню. Они, конечно, остались при своем мнении, причем говорили, что готовы воевать только "на крымском фронте". Позже согласились с нашими доводами о том, что война в Донбассе — это тоже наша война, ибо без полного восстановления территориальной целостности Украины мира у нас не будет. Насколько мне известно, среди крымских татар, воюющих на востоке страны, есть и "хизбуты".

Запретить нельзя торговать

В чем, по-вашему, сходство и различие между блокадой Крыма и блокадой восточных территорий?

— Главное различие в том, что Крым полностью оккупирован, объявлен Россией собственной территорией, а части территорий Донецкой и Луганской областей хоть и тоже оккупированы, но планы России тут несколько иные. Есть все признаки того, что эти территории станут использовать для торгов — могут их вернуть, если в ответ будет признание "законности" присоединения Крыма. Второй вариант — поступить, как с оккупированными в 2008 году территориями Грузии, то есть признать "независимость" учрежденных двух кукольных "государств". Не исключается, что Россия при стечении определенных обстоятельств может даже вернуть эти территории под юрисдикцию Украины при обеспечении максимально возможного своего контроля над этими территориями посредством своих марионеток в этих областях. Кроме того, максимальные разрушения, которые осуществляются Россией на этих территориях, свидетельствуют о том, что у нее нет намерений присоединить их к своему государству. Москва хочет создать как можно больше экономических проблем для Украины, чтобы она не смогла встать на ноги и интегрироваться в Евросоюз.



Fullscreen

О целесообразности или ущербности блокады этих территорий трудно сказать однозначно. Есть много нюансов, которые надо принимать во внимание, чтобы блокада не нанесла более значительного ущерба самой Украине, чем оккупантам. Понятно, что нецелесообразно и безнравственно вести нормальные торговые отношения с оккупантами и их марионетками, но если предприятия на той территории, с которыми заключаются какие-то договоренности, зарегистрированы в Украине и продолжают платить налоги своей стране, то подход может быть иным. В любом случае все действия в отношении этих территорий необходимо согласовывать с руководством страны, которое, конечно же, располагает всей информацией.

Какова судьба участников блокады Крыма, на основе которых планировали создать батальон?

— Принципиальная договоренность о создании такого воинского подразделения, состоящего преимущественно из выходцев из Крыма и учитывающего религиозные и национальные особенности контингента, уже есть. Это будет подразделение в составе Вооруженных сил Украины, а не в составе Нацгвардии, как планировалось раньше. Пока вроде бы речь идет о подразделении в составе морской пехоты. Это не совсем то, чего бы хотели сами крымские татары, но для начала подойдет и это. Противников создания такого подразделения очень много. Я уж не говорю о России, которая прямо-таки ядом дышит на подобный батальон и постоянно грозится "достать и наказать" всех, кто запишется в его состав. Хватает противников и в самой Украине, особенно в Херсонской области, где будет дислоцироваться подразделение. Этот регион довольно-таки "ватный", в значительной мере пророссийский, структуры власти там тоже кишат бывшими ярыми сторонниками Януковича. У них был бойкий контрабандный бизнес с бандой Аксенова и с проживающим ныне в Крыму бывшим главой администрации Генического района Ниметуллаевым, который числится в розыске за хищения в особо крупных размерах. А тут "эти татары", которые подпортили такой огромный бизнес, со своей блокадой и с намерением создать военное подразделение. Как же им не закипеть "праведным гневом"? Впрочем, они подпортили бизнес не только "ватникам", но и многим нашим пограничникам, таможенникам, в том числе их кое-каким начальникам в Киеве, с которыми они делились получаемыми взятками и прибылями. Поэтому там можно в любое время ожидать различных провокаций с подключением даже военных структур Украины, как это было, например, на днях — ночью 12 февраля на Чонгаре.

Проукраинские крымчане будут переходить на материк, чтобы служить не в российской, а в украинской армии?

— В первую очередь это крымские татары, которые уже вынуждены были покинуть Крым после оккупации. А также те молодые люди в Крыму, которых, грубо нарушая Женевскую конвенцию 1949 года о статусе оккупированных территорий, принудительно призывают в российскую армию. Но это не обязательно только крымские татары. В подразделении могут быть люди любой национальности. Например, уже десятки этнических украинцев, в том числе из "Правого сектора", уже выразили готовность служить в этом подразделении.

Fullscreen

Периодически украинцы озвучивают идею отказа от полуострова. Как, по-вашему, необходимо продвигать информационную поддержку Крыма внутри Украины?

— В России предусмотрено уголовное наказание за высказывания по поводу необходимости возврата Украине оккупированного Крыма, это квалифицируется как "посягательство на территориальную целостность РФ", срок — до пяти лет лишения свободы. А у нас могут запросто по телевидению, в печати призвать к отказу в пользу агрессора и от Крыма, и от Донбасса. Я как-то не очень уверен в целесообразности такого "разгула демократии" в наше военное время. Но это все-таки лучше, чем в России, где затыкают всем рот. Есть еще одно преимущество — мы имеем более четкое представление о том, кто есть кто в нашей стране.

Вы говорили, что 2017 год будет решающим для Крыма. Что вы имели в виду?

— Сказать абсолютно точно, когда именно произойдет деоккупация Крыма, никто не сможет. Не знает этого сам оккупант. Точнее, он думает и пропагандирует, что это никогда не произойдет. Так же, как когда-то думал, что навсегда закрепится в оккупированном Афганистане. Но потом ему пришлось "по-пластунски" выбираться из этой страны. Главную роль в этом сыграли экономические санкции западных стран, которые привели СССР к полному распаду. Правда, у Путина есть большой козырь — безропотный народ. Это не Украина, там на Красной площади не соберутся сотни тысяч людей, чтобы свергнуть неугодный режим. Но и при советской власти народ по большому счету был безропотным. Это не спасло режим от краха.

Я говорил о том, что 2017 год будет решающим в своем новогоднем послании соотечественникам, а в новогодних посланиях бывают, как правило, не математические расчеты, а больше оптимистических пожеланий. Мой оптимизм базировался в значительной мере на предстоящих выборах в США. Я знаю, что у Хилари Клинтон была более решительная, чем у Обамы, "дорожная карта" по оказанию помощи Украине и обузданию агрессора. Имелись основания для оптимизма и в случае победы кандидата от республиканцев, потому что эта партия всегда поддерживала Украину. Правда, кое-какие высказывания Трампа по Крыму в ходе предвыборной кампании нас несколько потревожили, но сейчас все встало на свои места. Поэтому я очень надеюсь, что 2017 год для нас будет решающим.