Скандальный орган. 5 конфузов в Нацагентстве по предотвращению коррупции

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

За год с лишним после запуска ключевой антикор­рупцион­ный орган запомнился отнюдь не результатами своей работы

Related video

Скандалов, связанных с деятельностью антикоррупционных органов, становится все больше. В центре внимания оказалось Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК). 14 ноября на пресс-конференции в украинском кризисном медиацентре глава департамента финансового контроля НАПК Анна Соломатина обвинила главу НАПК Наталью Корчак в фальсификации проверок электронных деклараций. "Электронное декларирование используется для покрытия чиновников, лояльных к власти, расправы над неугодными и с целью личного обогащения председателя НАПК и членов НАПК. Результаты проверок фальсифицируются так, как это нужно руководству НАПК", — заявила чиновница.

По словам Соломатиной, агентство полностью подконтрольно Администрации президента. "Меня лично с двумя коллегами в сентябре вызывали в АП — так называемый куратор по НАПК предлагал, чтобы все проверки, проекты решений о которых будут вынесены на заседание НАПК, в первую очередь рассматривались в Администрации президента, а потом уже на заседаниях НАПК", — сказала она. Чиновница добавила, что все собранные ею доказательства фальсификаций и злоупотреблений переданы в НАБУ, и призвала на время следствия отстранить Наталью Корчак от должности.

Это не первый скандал, в центре которого оказывается агентство, главная заявленная цель которого — проверка деклараций и образа жизни чиновников. С этим заданием НАПК справляется неубедительно, зато может дать фору многим другим госструктурам по частоте и масштабу скандалов.

Создание

Первые проблемы начались на этапе создания агентства. Предполагалось, что оно заработает до конца 2015 года, потом срок его запуска постоянно сдвигался, члены конкурсной комиссии никак не могли найти общий язык, под угрозой даже оказалось получение Украиной безвизового режима (создание НАПК было одним из условий Евросоюза). В итоге 28 марта 2016-го главой НАПК назначили Наталью Корчак, а официальный запуск агентства состоялся только 15 августа прошлого года. К кандидатуре самой Корчак сразу же возникли претензии. Как минимум из-за того, что она в свое время была университетской преподавательницей экс-премьера Арсения Яценюка и министра юстиции Павла Петренко, что ставило под сомнение ее неангажированность.

Электронное декларирование

Глава департамента финансового контроля НАПК Анна Соломатина обвинила главу НАПК Наталью Корчак в фальсификации проверок электронных деклараций

Несмотря на то что подготовка к запуску беспрецедентной для Украины системы электронного декларирования, за которую отвечает НАПК, длилась не один месяц, за считаные дни до ее запуска, намеченного на 15 августа прошлого года, оказалось, что ничего не готово. НАПК, Госспецсвязь и разработчики программного обеспечения стали перебрасывать друга на друга ответственность, в результате систему запустили в тестовом режиме, а потом и вовсе остановили. Полноценно она заработала лишь 1 сентября.

У НАПК было время подготовиться ко второй, более масштабной волне подачи деклараций. Но история повторилась, сайт электронных деклараций "лег", и его не могли реанимировать несколько дней. Тогда премьер Владимир Гройсман публично призвал Корчак и остальных членов НАПК уйти в отставку. Те отказались. "Именно благодаря НАПК верили Украине. Мы подняли имидж Украины на высокий уровень", — заявила Корчак.

В то же время проверка поданных электронных деклараций проходит крайне медленно. Так, по состоянию на 11 ноября этого года, НАПК утвердила всего 91 проверенную декларацию из полутора миллионов поданных.

Высокие зарплаты

В разгар скандала с невозможностью НАПК обеспечить вторую волну электронного декларирования весной этого года стало известно о зарплатах членов агентства. За февраль 2017-го Корчак получила более 100 тыс. грн, ее коллеги — около 75 тыс. Кроме того, за несколько последних месяцев 2016-го Корчак выписывала себе и другим премии в размере 200 тыс. грн, что вызвало бурю возмущения в правительстве и парламенте. "Премии начислялись в августе, октябре, ноябре. 200 тыс. грн — это премии, их получали за работу. Был запущен процесс электронного декларирования, запущен механизм проверки финансирования партий, осуществляется постоянная работа, связанная с предотвращением коррупции", — объясняла Корчак. Тогдашний скандал никак не повлиял на доходы членов НАПК. Например, в сентябре глава агентства получила 211 тыс. грн, из них 107 тыс. грн — материальная помощь на оздоровление.

Ссоры между членами НАПК

С весны этого года набирает обороты конфликт между самими членами НАПК, Натальи Корчак, с одной стороны, Русланом Радецким и Русланом Рябошапкой — с другой. Корчак обвиняла Рябошапку в отсутствии надлежащего образования, а Радецкого — в нежелании выполнять свои обязанности. В ответ слышала обвинения в некомпетентности и несоответствии высокой должности, а также в превышении полномочий. Выяснения отношений велись максимально публично, иногда прямо на странице Корчак в Facebook. Закончилось все тем, что в начале июня по собственному желанию уволился Рябошапка, а в середине августа — Радецкий.

Конфликт с НАБУ

В начале ноября начался конфликт двух антикоррупционных структур — НАБУ и НАПК. Сначала НАПК обвинило главу НАБУ Артема Сытника в том, что тот допустил конфликт интересов в своей работе. Затем Сытника вызвали в НАПК для дачи показаний, а протокол направили в суд. Параллельно НАБУ активизировала расследование, в котором фигурирует Наталья Корчак, — на ее парковке обнаружили незадекларированную Skoda Octavia. Главу НАПК допросили по этому поводу, а потом следователь НАБУ пришел брать объяснения у ее матери, которая закрыла его в квартире, назвав мошенником. Полиция открыла уголовное производство по факту незаконного проникновения в жилище свекрови Корчак. Глава Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий в этом конфликте встал на сторону НАПК. Последняя на данный момент серия этого конфликта состоит в том, что НАБУ отреагировало на признания подчиненной Корчак Анны Соломатиной, начав досудебное расследование о коррупции в НАПК.