Украинское ФБР. Как создается Государственное бюро расследований, и кто его возглавит

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Новый орган станет едва ли не самым главным в право­охранительной системе страны. И это ключевая причина войны, развязанной политиками за право контролировать бюро

Related video

16 ноября завершается конкурс на должность руководителя новой правоохранительной структуры – Государственного бюро расследований (ГБР), а также двух его заместителей. Конкурсная комиссия должна определиться с кандидатурой директора ГБР и представить ее премьер-министру. Тот, в свою очередь, имя кандидата внесет на рассмотрение президенту, который и должен утвердить назначение.

Создание ГБР сопровождалось постоянными конфликтами и затянулось намного дольше, чем обещали во власти. Так, соответствующий закон был принят еще в ноябре 2015 года, в марте 2016-го он вступил в силу, отбор кандидатов начался в мае-2016, а концу года определился окончательный список из 19 кандидатов, которые прошли тестирование и собеседования. После этого работа конкурсной комиссии прекратилась. Кандидатов надо было проверить на полиграфе, но Кабмин не мог определиться с порядком такой проверки. Соответствующее постановление вступило в силу лишь в июле этого года, тогда как запустить ГБР предполагалось уже к 20 ноября. 14-15 ноября прошли последние собеседования с кандидатами. Официальное назначение руководства, на которое тоже уйдет некоторое время, — лишь первый этап создания новой структуры, все мыслимые дедлайны по запуску ГБР сорваны.

"В целом, очень мало людей заинтересованы в том, чтобы ГБР заработало", — объясняет Фокусу эти проблемы Денис Монастырский, член конкурсной комиссии по отбору руководства структуры. Действительно, после своего запуска ГБР станет одним из ключевых органов во всей правоохранительной системе с обширными полномочиями. Так, Бюро будет расследовать служебные и коррупционные преступления, совершенные всеми госслужащими вплоть до президента, судьями, правоохранителями и т. д. (кроме небольшой категории преступлений, подследственных НАБУ), преступления, совершенные сотрудниками САП и НАБУ, военные преступления. Следственные функции прокуратуры и частично СБУ также перейдут к новой структуре.

Одна из главных причин затягивания с созданием ГБР — нежелание прокуратуры отдавать полномочия

Вполне естественно, что за контроль над таким органом развернулась серьезная политическая борьба. "Причина того, что все тянулось так долго — не было политической договоренности о том, кто возьмет ГБР под контроль", — говорит Фокусу Александр Леменов, эксперт по вопросам антикоррупционной реформы Реанимационного пакета реформ. Всего в конкурсную комиссию входят 9 человек, по три от парламента, правительства и президента. Расклад сил, как принято было считать, складывался в пользу Банковой: пять членов комиссии против четырех, ориентированных на Народный фронт, в первую очередь, на Арсена Авакова.

По мнению Виктора Чумака, замглавы парламентского Комитета по вопросам предотвращения и противодействию коррупции, одна из главных причин затягивания с созданием ГБР — нежелание прокуратуры отдавать полномочия. "С политической точки зрения это попытка Юрия Луценко оставить за собой функции следствия и дальше на этом пиариться. Кроме того, сейчас проходят "спецконфискации средств Януковича", о которых мы ничего не можем понять, эту тему прокуратура тоже отдавать не хочет", — считает депутат.

Кстати, подчиненный Луценко в ГПУ, главный военный прокурор Анатолий Матиос, как раз и назывался в СМИ одним из основных претендентов на должность главы ГБР, по крайней мере, из 19 кандидатов он — точно самый известный. Сам Матиос также не устает подчеркивать свои амбиции занять этот пост, активно продвигает себя в медиа, особенно в последние дни. "Если две фракции (БПП и НФ) найдут понимание между собой, а научный мир поймет, что политические и геополитические интересы государства требуют такого неуправляемого и труднопрогнозируемого специалиста, как я", — объяснял свои амбиции Матиос еще в ноябре 2016-го. Но именно "труднопрогнозируемость" может помешать его планам. Сразу несколько собеседников Фокуса, знакомых с ситуацией, говорят, что на Банковой выступают против кандидатуры Матиоса из-за его непредсказуемости и склонности к скандальным заявлениям и выходкам (в НФ долгое время поддерживали Матиоса).

Долгое время фактически безальтернативным кандидатом на пост главы ГБР считался Алексей Горащенков — первый замглавы департамента стратегического планирования и оперативного обеспечения Администрации президента. Это человек целиком и полностью подконтрольный главе государства.

Но буквально за два дня до решающего голосования начался очередной скандал, связанный с Нацагентством по противодействию коррупции. Сотрудница агентства Анна Соломатина обвинила главу НАПК Наталью Корчак в фальсификациях, связанных с проверкой деклараций, а также рассказала о некоем "кураторе НАПК в Администрации президента", пытавшемся грубо вмешиваться в работу антикоррупционной структуры. Вскоре выяснилось, что этим куратором якобы является Геращенков.

С учетом того, какая борьба вокруг ГБР развернулась еще на начальных этапах его создания, а также опыт с НАБУ, надежды на политическую беспристрастность нового силового органа немного

Ситуацию пришлось быстро переигрывать. По сообщению многих источников, должность главы ГБР в итоге может достаться прокурору с многолетним стажем Роману Трубе, которого готовы поддержать и БПП, и НФ. Как прогнозирует Леменов, первым замом, отвечающим за следствие, может стать Ольга Варченко (работает в департаменте особо важных дел в сфере экономики в ГПУ). Нельзя исключать и самый радикальный вариант – конкурс перезапустят, и все начнется сначала.

При этом нельзя исключать, что решение комиссии, каким бы оно ни было, попытаются оспорить в суде, ведь по ходу отбора кандидатов к некоторым членам комиссии уже возникали серьезные замечания, например, в отсутствии у них требуемого юридического образования.

Но даже если руководство ГБР утвердят, для полноценного запуска ведомства потребуется примерно год: предстоит с нуля создать эту структуру и набрать около полутора тысяч сотрудников.

Главный вопрос – насколько ГБР будет независимо в своей деятельности, или станет очередным инструментов сведения политических счетов. По мнению Дениса Монастырского, есть все основания надеяться, что ГБР не будет подконтрольна власти. "В самом законе заложены серьезные гарантии независимости. Например, руководитель ГБР назначается на пять лет, снять его с должности довольно сложно, если не брать каких-то очевидных вещей, например, он будет обвинен по приговору суда. Реальных политических инструментов, чтобы его уволить, нет", — говорит Монастырский.

Впрочем, с учетом того, какая борьба вокруг ГБР развернулась еще на начальных этапах его создания, а также опыт с НАБУ (оказавшееся если не полностью независимой, то как минимум не особо подконтрольной власти структурой), надежды на политическую беспристрастность нового силового органа немного. "Пока у гражданского общества не будет блокирующего пакета голосов в комиссиях, пока все будут определять политики, рассчитывать на объективную работу таких структур не приходится", — говорит Леменов.

Есть и другая проблема. Согласно переходным положениям закона, с 20 ноября следственные функции прокуратуры должны перейти к ГБР. Если срочно не отложить этот срок как минимум на полгода-год, необходимые для запуска ГБР, в правовой системе страны наступит коллапс.