Надежда на возвращение. Что происходит с крымскими татарами в Крыму

Фото: mzd.com.ua
Фото: mzd.com.ua

В 74-ю годовщину депортации крымских татар активисты национального движения констатируют, что методы принуждения к лояльности оккупационной российской власти мало чем отличаются от советских

Related video

18 мая — день памяти жертв депортации крымскотатарского народа. В этом году, как и в три предыдущих, крымские татары не выйдут на центральную площадь Симферополя на митинг, это стало невозможным после аннексии Крыма. Как рассказал Фокусу крымскотатарский общественный деятель Эрфан Кудусов, в годовщины депортации оккупационные власти проводили мероприятия, посвященные этому дню, но на окраинах и скорее для галочки. "В первый год [над местом проведения митинга] летали вертолеты, запугивали людей. Были металлодетекторы на входе и вообще угнетающая атмосфера. Людей так пытаются запугать и заставить забыть, как советский режим уничтожал наш народ. Думаю, в этом году российские власти что-то устроят, например, возложение цветов к памятнику жертвам депортации. Но крымские татары туда не пойдут", — рассказал Кудусов.

Активисты национального движения констатируют, что отношение к крымским татарам на полуострове более чем враждебное. Практически каждый день проходят обыски, а в конце апреля был задержан и отправлен в московский СИЗО "Лефортово" бизнесмен Ресуль Велиляев — основатель Фонда имени крымскотатарского поэта и ученого Бекира Чобан-Заде, владелец сети продуктовых магазинов в Крыму. Велиляев обвиняется по статье 238 ч. 2 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). "Если ФСБ уже хватает людей за продажу продуктов якобы ненадлежащего качества, им не составит труда предъявить абсолютно любому человеку абсурдные обвинения", — говорит Кудусов.

Под репрессии подпадают слесари, сантехники, бухгалтеры, музыканты, предприниматели, безработные. Важен только один признак — национальный

Крымскотатарские активисты считают, что репрессии российских властей направлены против крымских татар как этнической группы, независимо от профессиональной и общественной деятельности конкретных людей. Действительно, по словам председателя Меджлиса крымскотатарского народа, народного депутата Рефата Чубарова, к началу 2018 года более 60 крымских татар были лишены свободы по политическим мотивам.

Кудусов говорит, что под угрозой обысков и задержаний живут все крымские татары, которых российские власти подозревают в нелояльности к своему режиму. "Это обычные граждане. Посмотрите сами, Велиляев никогда не занимался политикой, но его задержали. Чем продажа продуктов может грозить режиму Российской Федерации? Ничем. Под репрессии подпадают слесари, сантехники, бухгалтеры, музыканты, предприниматели, безработные. Важен только один признак — национальный", — говорит Кудусов. И добавляет, что больше остальных рискуют верующие, ведь это самая сплоченная группа среди крымских татар.

Такими методами российские власти пытаются заставить крымских татар уехать с полуострова. "С одной стороны, это погружение людей в страх, вычленение активистов, чтобы никаких признаков сопротивления авторитарной действительности не было, а с другой — попытка заставить молчать всех, кто остался жить в Крыму", — говорит первый заместитель министра информационной политики Украины Эмине Джапарова. Тем не менее большинство крымских татар не уезжают из Крыма. На материковую Украину едут лишь те, кто уже подвергается давлению со стороны ФСБ или криминальных структур, но и они надеются вернуться домой.