Стрелочник не виноват!

Министра транспорта Николая Рудьковского политические оппоненты и СМИ едва ли не каждый день отправляют в отставку. Но сам он покидать пост не собирается

Related video

Скандалы сопровождают Николая Рудьковского с первого дня после назначения министром. В чем только его не уличали: от железнодорожных аварий до управления не в меру роскошным для социалиста "астон-мартином". Но лучший вид обороны — нападение: Рудьковский утверждает, что во многих бедах отрасли виноват… секретариат Президента. Несмотря на создаваемый СМИ гламурный образ, министр обладает даром перевоплощения. Живой и артистичный в частной беседе, при включенном диктофоне Рудьковский быстро входит в роль чиновника, пересыпая речь канцеляризмами и статистикой.

— Начнем с вопроса, который сейчас волнует всех: почему в Украине участились железнодорожные аварии?
— Вагоны сходили с рельсов и раньше. Причем статистика говорит, что инцидентов на железной дороге в предыдущие годы было больше, чем в нынешнем. Кстати, на железнодорожном транспорте в первом полугодии 2007 г. не случилось ни одной аварии с летальным исходом, в отличие от прошлых лет. Просто сейчас каждый инцидент на транспорте представляют политическим событием, а раньше относились к этому как к рабочему вопросу и делали все, чтобы подобное больше не повторялось.

— Ходят слухи, что некоторые аварии подстроены специально, чтобы отправить вас в отставку.

— Ну, смотрите, возникла ситуация со столичным экспрессом (авария 2 мая 2007 г. — Фокус). За два дня сфабриковали дело, железнодорожников сделали стрелочниками и в прямом, и в переносном смыслах, выбили из них показания. Но потом стало понятно, что даже если бы они и хотели устроить эту аварию, то технически сделать этого не могли. Людей отпустили, перед ними извинились. Сейчас начали искать реальных виновных. Это — подстроенная и четко спланированная авария, здесь вопросы надо задавать не железнодорожникам, а СБУ, правоохранительным органам.

— Причины фосфорной аварии подо Львовом уже выяснили?

— Комиссия пришла к выводу, что состояние железнодорожных путей не могло быть причиной аварии. Сейчас технические эксперты дополнительно исследуют, какое влияние мог оказать неработающий клапан давления на одной из цистерн. Но секретариат Президента не интересует суть расследования. Их интересует политический результат. Министр виноват — и все! Замглавы СП Виктор Бондарь начал открытую агитационную кампанию с целью занять должность министра транспорта. И я понимаю его недовольство: ведь я, когда пришел, остановил 148 процессов отчужденя имущества, которые были при нем инициированы. Естественно, я — большая головная боль для этого чиновника.

— Несмотря на аварии и скандалы, вы по-прежнему собираетесь увеличивать скорость поездов и отделять пассажирское движение от грузового?

— Это необходимо. Техническая группа "Укрзалізниці" провела предварительные подсчеты. Это будет стоить около $2 млрд. Нужно улучшить электронные системы, а в некоторых местах проложить третью колею. Все можно сделать за 4-5 лет.

— А где взять $2 млрд?

— Привлекать средства! В текущем году мы впервые проводим международный аудит "Укрзалізниці" с помощью компании Deloitte&Touche, потом получим кредитный рейтинг.

— Притом что ""Укрзалізниця" в прошлом году впервые с 2000 г. работала с убытком?

— Мы изменили формат использования ресурсов и впервые начали капитальные инвестиции в инфраструктуру, стали больше средств направлять на обновление оборудования. Например, больше ремонтируем пути. В прошлом году модернизировали 600 км, в этом будет 1400 км. А сроки эксплуатации превышены на 7000 км! Мы в 3,7 раза больше, чем в 2006 г., закупим пассажирских вагонов, в 2,7 — локомотивов, в 25 раз больше — полувагонов для перевозки руды и угля. Думаю, в этом году подпишем соглашение о скоростном пассажирском движении типа Pendolino с Италией.

— Как продвигается реализация других транспортных проектов к "Евро-2012"?

— В следующем году мы достроим дорогу первой категории от Львова до Киева. За 2007-2008 гг. завершим строительство развязок на автобане Киев-Одесса. На следующие три года запланировано построить объездную дорогу вокруг Киева. Мы утвердили программу развития стратегических региональных аэропортов. Финансирование донецкого аэропорта уже началось. То есть работу мы проводим. Но, опять-таки, нам противостоит секретариат Президента. Например, закон о выкупе земли для стратегических государственных объектов, принятый парламентом, без всяких объяснений не был подписан Ющенко. В итоге мы не можем планировать строительство новых дорог. Мы и железнодорожный мост через Днепр в Киеве из-за этого не можем достроить! Там конфликт интересов с владельцами земельных участков: за пять соток земли они хотят получить 100 млн. грн.! Вы же понимаете, что таких цен не существует? Но, пользуясь несовершен­ством законов, частные собственники выставляют такие условия, а значит, этот закон нужен.

— То есть, велика вероятность не успеть к 2012 г.?

— Мы делаем все, чтобы уложиться в нужные сроки. Я лично приложил немало усилий, чтобы реанимировать проект по строительству в аэро­порту "Борисполь" пассажирского терминала за средства по японскому кредиту (в минувшем году вокруг строительства терминала "Е" возник конфликт между ГМА "Борисполь" и авиакомпанией "Аеросвіт" за земельные участки — Фокус). Думаю, уже в конце этого месяца будет объявлен тендер и за два года построят терминал. Я провел переговоры с вице-президентом Еврокомиссии Жаком Барро. Мы договорились, что Еврокомиссия посодействует созданию специального фонда для Украины, чтобы поддержать инфраструктурные проекты. Но для этого нам нужна согласованная работа всех ветвей исполнительной власти. К сожалению этого нет. А полномочий министра, если речь идет о межгосударственных отношениях, здесь не хватит!

— Сколько денег потребуется на все транспортные проекты?

— Для Польши Евросоюз выделяет 112 млрд. евро за пять лет. Украине необходимо от $20 до $25 млрд. Их можно привлечь, только развивая государственно-частное партнерство. Но нужно принять изменения к закону о концессии при строительстве дорог на концессионной основе. Ведь речь идет о больших средствах, которыми бюджет не владеет.

— Конфликт авиаперевозчиков с поставщиками топлива решен окончательно?

— Как министр транспорта, я сделал все возможное, чтобы при заключении контрактов была установлена справедливая цена на топливо для авиакомпаний с привязкой к мировым. Мы пришли к формуле, которая на сегодняшний день работает. Думаю, подобные конфликты тут возникать уже не будут.

— От идеи создания госкомпании-заправщика не отказались?

— Торговлей должны заниматься частные компании. Но государство должно иметь в аэропорту стратегический резерв топлива и заправщика на случай подобных противоречий. Этот вопрос мы рассматривали с руководством аэропорта "Борисполь". Я полагаю, что на протяжении года такой запас сформируется.

— Теперь давайте поговорим о политике…

— Ну зачем о политике? Я же министр транспорта, политикой не занимаюсь!

— А как же ваше 15-е место в избирательном списке Соцпартии? Кстати, почему только 15-е? Говорят, у вас не совсем гладкие отношения с Александром Морозом?

— А какое, по вашему мнению, должно быть место?

— Скажем, в первой пятерке

— Время для попадания в пятерку у меня еще есть. Я — самый молодой министр от Соцпартии за время ее существования. И потом, я считаю, что в нашей пятерке (да и не только пятерке) представлены известные авторитетные люди. А отношения с Александром Александровичем у меня хорошие, товарищеские. Я считаю его честным и порядочным человеком. И что бы о нем ни говорили по поводу формирования коалиции, это было сделано в интересах избирателей Соцпартии. Что касается меня — то не место красит человека. Знаю, многие позитивно оценивают мою работу как министра транспорта. И я без всяких сомнений могу сказать, что социалисты пройдут в следующий парламент.