Последний бастион

Самая влиятельная должность в кадровом арсенале Президента — секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины. Однако статус и. о. не позволяет Владимиру Горбулину ощущать себя полноправным хозяином кабинета руководителя СНБОУ. И порождает разговоры о том, кто займет это место в ближайшее время

Related video

Последняя новость, грозящая стать сенсацией: в секретариате Президента на должность секретаря СНБОУ рассматривают кандидатуру Юлии Тимошенко. То, что ушедшая в оппозицию Юлия Владимировна оказалась в числе претендентов на эту должность, для многих экспертов может показаться невероятным. Помня о специфике ее взаимоотношений с Виктором Ющенко в последнее время, в такое, действительно, верится с трудом. Тем не менее, по сведениям источников из президентской канцелярии, такая возможность существует. И определенная логика в этом есть. Как отметил эксперт Центра Разумкова Юрий Якименко, Тимошенко, создавая сильную, прописанную законом оппозицию Партии регионов, становится естественным союзником Президента. По мнению г-на Якименко, если глава государства не последует принципу, "враг моего врага — мой друг", то с оглядкой на будущие президентские выборы Тимошенко превратится в его конкурента.

В условиях тотального наступления "донецких" и захвата ими всех рычагов влияния на власть в стране, кризисменеджерские таланты леди Ю и ее устойчивая нелюбовь к элите шахтерского края может стать эффективным противовесом правительству Виктора Януковича. Дело в том, что, контролируя и координируя (согласно 107-ой статье Конституции) деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны, СНБОУ находится вне сферы влияния премьера, несмотря на то, что глава исполнительной власти входит в его состав.

Президент не только возглавляет Совбез, но и формирует его состав, куда помимо премьер-министра он обязан включить главу СБУ, а также министров иностранных и внутренних дел и руководителя Минобороны. Учитывая то, что решения совета принимаются двумя третями голосов и вводятся в силу указами Президента, глава Кабмина лишен возможности противодействовать им. Закон, наделяя секретаря СНБОУ организационными функциями, вменяет ему в обязанность контролировать исполнение решений Совбеза, а также представлять его в СМИ и органах власти.
Однако при всем при этом 12 лет существования СНБОУ и опыт пяти его секретарей свидетельствует: влиятельность и авторитетность этого органа в значительной степени зависит от личных качеств секретаря.

Первым был Владимир Горбулин (его первая каденция — 1994-1999 гг.), который создал Совбез и вывел его на вершину власти. Друг Леонида Кучмы времен их молодости в днепропетровском конструкторском бюро "Южный" за пять лет работы достиг такой степени влияния, которую не сумел превзойти ни один из его последователей. После ухода Владимира Павловича сотрудникам аппарата осталось только вспоминать о "золотом веке" СНБОУ.

С приходом Евгения Марчука (1999-2003 гг.) время "большой власти" сменилось периодом "гиперактивности". Но в результате конфликта между Марчуком и руководством некоторых подразделений СНБОУ орган лишился группы стратегического планирования, которая перешла в подчинение тогдашнему главе президентской администрации Виктору Медведчуку. В аппарате СНБОУ этот "раскол" считают самой главной потерей Марчука, после которой Совбез утратил шансы вернуть себе "боевую славу".

С приходом в сентябре 2003 г. на должность секретаря СНБОУ экс-председателя СБУ Валерия Радченко работа там "забурлила". Новый секретарь проводил политику невмешательства во внутриполитические вопросы, играя на внешнеполитическом поле. К "разборкам" СНБОУ привлекался только тогда, когда главе государства или руководителю его администрации требовалось провести публичную порку кого-либо из попавших в немилость чиновников.

Возможности этой должности наглядно продемонстрировал Петр Порошенко, занявший кресло секретаря СНБОУ в феврале 2005 г. лишь после того, как выторговал для себя расширенные полномочия: перевод координационного совета по борьбе с коррупцией при Президенте под крыло Совбеза и назначение главой комиссии по реформированию судебной системы. Они-то ему и пригодились в борьбе с тогдашним премьер-министром Юлией Тимошенко, завершившейся поражением обоих.

Анатолий Кинах (2005-2006 гг.) как секретарь СНБОУ себя практически ничем не проявил. А возвращение Владимира Горбулина в Совбез, состоявшееся 24 мая 2005 г., старые работники аппарата восприняли с надеждой на "эпоху возрождения". Учитывая, что эта структура — одна из немногих в арсенале Президента, посредством которой он может влиять на происходящее в стране, подобные чаяния не напрасны. Во времена первого секретарствования в СНБОУ Владимира Павловича под контролем Совбеза находились СБУ, МВД, военная разведка, контакты с НАТО, а также торговля оружием. Горбулин считается одним из лучших в Украине экспертов по вопросам отношений с Россией и странами третьего мира. И до сих пор для большинства политиков образ профессионального секретаря СНБОУ ассоциируется исключительно с ним. Одна беда — возраст. Согласно украинскому законодательству, люди старше 65 лет не имеют права занимать должности на государственной службе. Из-за этой нормы 67-летний Владимир Горбулин находится в статусе исполняющего обязанности и, следовательно, не может в полном объеме использовать все свои полномочия.

Как сообщил Фокусу источник в СНБОУ, там пребывают в полной уверенности, что Горбулин останется в Совбезе надолго, и все разговоры о других кандидатах на должность секретаря расценивают как спекуляции.

Тем не менее, эти разговоры не прекращаются. Кроме Юлии Тимошенко, называют и других кандидатов. К примеру, Виктора Пинзеника или Петра Порошенко. Последний мог бы вернуться в знакомый кабинет, но Виктор Ющенко, говорят, в последнее время ограничил контакты с ним. Наибольшие же шансы, по мнению большинства наблюдателей, у экс-премьера Юрия Еханурова. Возглавляя Кабмин, он проявил себя как скромный человек Президента, на которого Виктор Андреевич вполне может положиться в "лихую годину". Хотя сам Ехануров утверждает, что ему не поступали подобные предложения. Не исключено, что он лукавит. Поговаривают, будто Ехануров всерьез метил в кресло главы президентского секретариата и, пролетев мимо, не желает слышать о каких-либо других должностях. Пока.