Ярмарки краски. В России закончилась Арт-Москва

Cамая большая в Восточной Европе ярмарка современного искусства "Арт-Москва" выходит из финансового, но остается в творческом кризисе

Related video

Стенды 37 галерей из 14 стран заняли один этаж московского Центрального дома художника. Обойти их можно было за пару часов – это если ходить медленно и рассматривать внимательно. Для сравнения: на самой престижной арт-ярмарке в швейцарском Базеле выставляется около трех сотен галерей, а на осмотр экспозиции требуется, по меньшей мере, несколько дней.

Впрочем, для украинских галерей и художников участие в "Арт-Москве", которая проходила с 22 до 26 сентября, означает выход на международный рынок. На этот раз в российскую столицу съездили киевские MironovaGallery, "Коллекция" и "Цех". Причем у первой был один из самых зрелищных стендов, а у второй – один из самых масштабных, с Александром Ройтбурдом в качестве хедлайнера. Вообще же большинство участников – московские и питерские галереи, среди которых и самые именитые, вроде XL, "М&Ю Гельман", "Триумф", "Айдан". В числе художников – российские звезды, например, Вячеслав Мизин и Александр Шабуров из группы "Синие носы", группа AES+F, Павел Пепперштейн, Марина Алексеева, а также несколько западных знаменитостей – Терри Роджерс, братья Чепмен и Дэмиен Херст – какая же уважающая себя арт-ярмарка может обойтись без черепов Херста?

Привлечь и продать

Без чего еще не может обойтись любая ярмарка, так это без аттракционов для зрителей. На "Арт-Москве" первый из них встречал гостей прямо на входе – гигантская инсталляция от дочери опального олигарха Елизаветы Березовской "Царица-колокольчик" светилась ядовито-розовым, голубым и зеленым. Внутрь объекта, вроде бы напоминающего о ядерном оружии, можно было забраться. Работа привлекала в основном детей, а также тех, кто ходит на выставки, чтобы сняться с экспонатами.

"Сделай мне портрет – голова с яйцами", – просит приятеля с фотокамерой бородатый мужчина и позирует на фоне блестящего автомобильного диска, на который вместо шины натянута сфера из пестрых украинских писанок. Вообще‑то произведение называется "Конституция" и висит на стенде MironovaGallery. Его автор – одесситка Оксана Мась, а главная идея – объединение западных стандартов и национальной уникальности. Всего колес четыре, разного цвета, цена каждого – $ 20 тыс., и по итогам "Арт-Москвы" они уже нашли покупателей.

В прошлом году "Арт-Москва" пострадала от кризиса, продаж почти не было. Организаторы даже думали отказаться от проведения 14‑й ярмарки, но все же рискнули. Риск оправдался, если судить по красным кружочкам на табличках с названиями, говорящих о том, что работы проданы. Коллекционеры отметили примерно треть выставленных работ.

Размер имеет значение

Особым спросом пользовались фотографии и декоративные скульптуры. Фото – потому что украшать ими офисы становится все более модно, а обходятся они дешевле живописи. "Какой там у нас метраж стены? Измерь", – требует по телефону один из посетителей "Арт-Москвы" и одновременно прикидывает габариты висящей на стене работы. В этом случае размер важен – потенциальный покупатель запал на гигантские панорамные снимки немца Ральфа Касперса. Особо приглянулась работа "Один миллион евро" – сфото­графированная стопка из купюр по 500 евро, купить которую можно за 50 тыс. евро. А вот живописное полотно примерно такого же размера от братьев Чепмен, с черепами на темном фоне, обойдется как раз в этот самый миллион евро.

"Интересно, как эту штуку можно у себя дома повесить? Она же будет пылиться", – недоумевает одна из посетительниц, рассматривая стенд испанской галереи Horrach Moya. Единственная представленная здесь работа называется "Мечты под покровом ночи". Это подвешенный к потолку деревянный домик, из крыши которого торчат украшенные птичьими перьями ветки. Таких же занимательных и не вполне практичных предметов искусства на "Арт-Москве" можно было найти не один десяток. Например, картины из скотча, инсталляции из битой посуды, пластиковые колбы с тканью внутри или скульптуры из проволоки. Самой концептуальной стала серия "Выставочный план" от россиянки Анны Желудь – десяток висящих на стене пустых рамок.

Интересные параллели

Еще более концептуальное искусство можно было увидеть в рамках параллельной программы. В полуподвальном зале ЦДХ, где расположился немецкий проект "Виртуальный музей Folkwang", было безлюдно даже в субботу, когда в других залах собиралась толпа. В центре зала установили тачскрин, в зависимости от выбранной кнопки на белые полотна проецировались изображения. Например, полотна Ван Гога, Кандинского и Матисса (проект "Самый прекрасный музей мира") или эффектные фотографии рок-музыкантов ("Рождение звезды").

Больше ценителей искусства собрало другое событие параллельной программы – "Вечер Винзавода". На вернисаже был представлен десяток выставок. В галерее "М&Ю Гельман" показали "Бытовой сюрреализм" от Ильи Чичкана – микс из нескольких его последних проектов. "Ужас какой!" – пугались некоторые прямо на входе, возле чучела черепахи. В ее брюхо Чичкан поместил экран с видео, на котором девушка пытается удержать во рту живого попугая. "Черепахи вообще вымирают. Он ее не убивал? Но он же купил чучело, значит, поддержал тех, кто убивает. И вообще, попробовала бы она кошку в рот засунуть".

"Так и хочется потрогать. О, твердое!" – гораздо позитивнее реагировали посетители на скульптуры из пенопласта и пластмассы от Сергея Шеховцова в галерее XL. Кроме того, на площадках "Винзавода" показали графику Александра Виноградова и Владимира Дубоссарского о жителях района Химки, сюрреалистические фотографии Руда ван Эмпеля, замысловатые металлические скульптуры под названием "Паркур" от молодого питерского художника Ивана Горшкова и масштабную живопись Даниэля Рихтера. Работы последнего представила галерея "Риджина", и они могли бы хорошо продаться на "Арт-Москве", но эта галерея второй год игнорирует основную программу ярмарки.

Впрочем, умеренно ругать основную программу – хороший тон среди российских критиков. Нынешняя "Арт-Москва" и правда скромнее по размаху, чем два года назад, да и по содержанию напоминает скорее бессистемное собрание работ на продажу. Но и в таком виде ярмарка остается крупнейшей в Восточной Европе. Были бы продажи – масштаб подтянется.

Русская тройка

Фокус выбрал три самые запоминающиеся работы "Арт-Москвы"-2010

1. «Российский флаг»
Дэвида Датуны,
MironovaGallery (Киев)
Панно в цветах российского флага художник выполнил из газетных и журнальных вырезок, которые разместил под слоем из оптических линз. Произведение стоит $ 100 тыс., галерея ведёт переговоры о его продаже с Романом Абрамовичем.
2. Мультимедийные объекты Марины Алексеевой,
Галерея Марины Гисич
(Санкт-Петербург)

В небольших коробках художница создала миниатюрные интерьеры, а в центре поместила мультипликационные изображения – например, балерины или космонавта. Цена каждого объекта – 5 тыс. евро, к концу ярмарки четыре из пяти были куплены.
3. The Elements
Сергея Мироненко,
галерея «Айдан» (Москва)

Таблица наподобие менделеевской, с названиями и образцами в колбах, содержит элементы вроде Bu (фигня) и Sh (дерьмоген). Экспонат можно было приобрести как целиком, так и фрагментами, по 2,5 тыс. евро за штуку.

Юлия Куприна, Фокус