Альтернативная история. Новая выставка демонстрирует неожиданный взгляд на украинское искусство

Неожиданный взгляд на историю украинского искусства за последние четыре века: идеологам новой выставки в Национальном художественном музее Украины удалось объять необъятное

Related video

На картине классика соцреализма Абрама Черкасского женщины в цветастых платках ткут полотно. За спинами у героинь художник изобразил уже готовый, вытканный чуть раньше ковер — с колоритными красноармейцами на конях и с шашками. На соседней стене одного из залов Национального художественного музея Украины висит этот самый ковер в оригинале. Его привезли из Музея декоративного искусства, чтобы наглядно показать тонкую связь времен в отечественном искусстве.

Во всех девяти залах второго этажа Национального художественного музея царит такая же эклектика. Здесь до 26 августа проходит выставка "Миф "Украинское барокко". "А где же, собственно, барокко?" — интересуются зрители у куратора проекта Оксаны Баршиновой. "Барочных икон XVII–XVIII веков у нас много на первом этаже, — объясняет она. — А наш проект рассматривает барокко не как отдельный стиль в искусстве, а как универсальную модель культуры". От расположения экспонатов в хронологическом порядке, как это обычно делается в музее, организаторы выставки отказались. Вместо него использовали новый для украинских музеев подход: характерные для барокко напряженный динамизм в скульптурных и архитектурных формах, обилие позолоты в декоре, гротеск и смесь реальности с вымыслом в живописи устроители нынешней выставки проследили в отечественном искусстве от XVII века, когда в Украине случился расцвет этого стиля, до начала XXI.

Среди экспонатов — малоизвестные работы из фондов Национального музея и из запасов еще трех отечественных музеев, а также произведения современных художников, например, Тиберия Сильваши, Александра Гнилицкого, Николая Маценко, Жанны Кадыровой и других. "Мы хотим, чтобы зритель не пробежался по залам, а внимательно присмотрелся, подумал", — говорит сокуратор проекта Галина Скляренко. Кроме скульптур, живописи и графики на выставке можно посмотреть слайд-шоу о традициях барокко в архитектуре разного времени. Есть и теоретическая часть — цитаты о барокко из работ историков и философов разных времен, от Дмитрия Чижевского и Генриха Вельфлина до Мишеля Фуко и Славоя Жижека.

Этот проект еще и интеллектуальная игра: экспонаты размещены в залах не случайным образом, а так, чтобы загадать зрителю загадки и натолкнуть на переосмысление как хрестомайтиного, так и современного искусства. Для этого, к примеру, масштабное полотно Михаила Хмелько "Тост за великий русский народ", на котором Сталин с генералами празднует День Победы, соседствует с вычурными парадными портретами знати XVIII века. А утонченные работы авангардистов начала XX века Александры Экстер и Александра Богомазова расположились рядом со скандальными фото Арсена Савадова из цикла "Книга мертвых", в которых художник в качестве моделей использовал человеческие трупы.

Разгадывать эти загадки можно не один час подряд — благо число правильных ответов на них не ограничено.

Юлия Куприна, Фокус