Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса
Приближаясь к войне. Как снимать фильмы о школе, спецслужбах и жертвах войны

Приближаясь к войне. Как снимать фильмы о школе, спецслужбах и жертвах войны

Драматург Памела Кон рассказала Фокусу о фестивале True/False, о том, какими качествами должен обладать режиссёр-документалист и какие темы в топе американского кино

02

Памела Кон — драматург-консультант и программер небольшого, но престижного американского фестиваля документального кино True/False. Главное отличие этого форума в том, что на нём не бывает проходных фильмов. Каждый заточен под то, чтобы как минимум изменить угол зрения на тему. И не важно — касается это свободного альтернативного образования, как в картине "Приближаясь к слону", или посттравматического синдрома, как в ленте "Про мужчин и войну". В любом случае это кино, которое заставляет думать, плакать, сопереживать и переживать чужую жизнь, как свою собственную. Фокус поговорил с Памелой о принципах отбора лент на True/False.

Вы привезли на украинский фестиваль Docudays UA три ленты True/False. Какова философия вашего форума? Как отбираете картины?

 — Мы стараемся найти ленты, по которым чётко видно, что режиссёр живёт и снимает в своей среде, он её знает, он ею по-настоящему увлечён. В таких лентах всегда можно увидеть отношения режиссёра с его героем. Он должен испытывать страсть к нему. Поскольку прежде всего мы хотим получить не картинку, а живые отношения, которые развиваются в кадре. Кино должно захватывать зрителя и погружать его в мир героя настолько, чтобы найти точки соприкосновения. Такое кино меняет взгляд на тему, а иногда и самого человека.

Насколько я знаю, "Приближаясь к слону" — это первый фильм Аманды Уайлдер и он сразу же выстрелил, у ленты отличная фестивальная история. Когда я его смотрела, произошла странная вещь: я вспомнила, каково это — быть восьмилетней девочкой, на какое-то мгновение даже стала ею. Как режиссёру удалось достичь такого эффекта?

Памела Кон: "Сделать из плохого материала хорошую историю можно, но сложно. Запороть стоящий материал способен всякий. Но из хорошего материала, особенно если его много, извлечь бриллианты, для этого нужны настоящий талант и чутьё"

— Аманда в буквальном смысле вжилась в ситуацию — поселилась в школе. Снимала всё это изнутри, уже будучи одной из своих. Она предприняла огромные усилия, чтобы герои к ней привыкли и наконец перестали её замечать и играть на камеру. Это позволило жизни развиваться перед камерой. Кроме того, режиссёр максимально придерживалась требований "свободной школы", в которой происходит действие. Ни одна мелочь не ускользнула от неё. Но самое главное, и это ещё один фактор успеха картины, у Аманды Уайлдер был отличный режиссёр монтажа Роберт Крин, который из огромного массива хорошего чернового материала выхватил главное и грамотно это смонтировал. Сделать из плохого материала хорошую историю можно, но сложно. Запороть стоящий материал способен всякий. Но из хорошего материала, особенно если его много, извлечь бриллианты, которые будут блистать ювелирно, для этого нужны настоящий талант и чутьё, как у Крина.

Расскажите о лентах "Террор" Лирик Р. Кабрал и Девида Феликса Сатклиффа и "Про мужчин и войну" Лорана Бекю-Ренара. Надеюсь, хотя бы одна из них появится в украинском прокате, для нашего зрителя кино о людях войны очень своевременное.

— Не смешивайте эти фильмы. Это разные миры. У героев разное мировоззрение. В "Терроре" речь идёт о спецслужбах, которые что-то планируют, расследуют, придумывают. Главный герой старается спрятаться от самого себя и спецслужб, которые ищут его как террориста. Фильм "Про мужчин и войну" о людях, которых покромсала война. Они проходят курс реабилитации для того, чтобы из глубочайшего депрессивного состояния вернуться к нормальной жизни. Режиссёр Лоран Бекю Ренар снимал эту ленту почти десять лет. Это кропотливая и очень тонкая работа, в которой по крупицам воссоздаются истории солдат и показывается, как они борются с посттравматическим синдромом и самими собой. Это кино о противостоянии и в тоже время о том, как герои стараются достичь хотя бы какого-то понимания того, что с ними произошло. Режиссёр показывает, что в героях сломано, и заставляет зрителя пройти путь реабилитации вместе с ними.

Насколько важно для документалиста испытывать проблемы, сходные с проблемами героя?

— Документалисты, впрочем, как и кинематографисты, работающие в других жанрах, живые люди, они должны сопереживать, чувствовать то, что могут чувствовать другие люди, их герои. Настоящий документалист прежде всего должен быть очень любопытным. Без этого ничего не получится. И если эту любознательность можно удовлетворить тем, что вы вжились в персонаж, в тему и заразили ею зрителя, тогда получается кино. Конечно, техническая сторона и умение видеть тоже важны для того, чтобы максимально приблизить героя к зрителю. Донести, каково это — быть человеком, историю которого он смотрит. Ну и, кроме того, история должны быть понятной. Я говорю о грамотно выстроенной драматургии.

Памела Кон: "Настоящий документалист должен быть очень любопытным. Без этого ничего не получится. И если эту любознательность можно удовлетворить тем, что вы вжились в персонаж, в тему и заразили ею зрителя, тогда получается кино"

Вы работаете драматургом-консультантом. В чём видите свою главную задачу?

— Я помогаю ростку пробить грунт. Обычно я работаю с уже отснятым массивом чернового материала и даю рекомендации режиссёру, как грамотно выстроить историю.

Жаль, что эти документальные ленты нельзя посмотреть в интернете.

— Многие американские режиссёры не получают денег за свои фильмы. Никто им не платит за съёмки. Отсутствие их работ в свободном доступе в интернете —результат того, что они стараются их продать, чтобы заработать на жизнь и съёмки других фильмов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ РЕКЛАМЫ

Техника сегодня позволяет снимать почти в любых условиях. Насколько это повлияло на содержание кино?

Да, сегодня у нас намного больше свободы, потому что оборудование легче, компактнее. Сейчас, снимая документальное кино, вы не привязаны ко времени, к количеству плёнки, к большой съёмочной группе. Вы можете провести столько времени с героем, сколько хотите, и, соответственно, вплотную приблизиться к нему. Когда вы начинаете снимать, у вас есть свое видение, авторская задача, но это только начало пути. Как правило, жизнь вносит коррективы в драматургию.

Какие темы в топе американского кино?

— Семья, человек против государственных институций, любовь, отношения и, конечно, неизменная — достижение своей мечты.

Фото: Александр Чекменёв

2
Делятся
Show
Загрузка...
Подписка на фокус
Погода

ФОКУС, 2008 – 2019.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов сайта необходимо указать гиперссылку на новость или статью, размещенную на этом ресурсе. Гиперссылка должна находиться внутри текста, не ниже третьего абзаца.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке", "Ситуация" публикуются на коммерческой основе.