Русиш Сопрано. Как шпионский фильм по роману Ле Карре возвращает нас к холодной войне

Фото: kinowar.com
Фото: kinowar.com

В прокате британский шпионский триллер "Такой же предатель, как и мы» Сюзанны Уайт. В ролях Юэн Макгрегор и Стеллан Скарсгорд

Related video

Лютая русская зима. Легкий снежок потрошит воздух. В стык этому кадру танцует мускулистый афроамериканец, в замедленной съемке кружась в ритме снежинок. Принаряженные дамы заворожено поглощают зрелище. Обнаженные женские плечи. Декольте и сверкающие драгоценности. Добавьте к этому легкий румянец на щеках юной девы и перестрелку взглядами с томным юношей. Картинка в духе Толстого.

Княжеский потомок (Григорий Добрыгин – актер, которому явно не хватает внушительного носа для достоверного воспроизведения шаблонного представления о том, как должен выглядеть князь) – подписывает бумаги с партнером. Затем толкает пространную речь о детстве и дарит ему отцовский пистолет. Русская мафия у британцев выглядит именно так – хмурые парни в черных смокингах, сидящие за столом в просторном помещении, уставленном канделябрами. Ну а потом на загородной трассе на фоне елей случается кровавая расправа. Нежная дева алеет в брызгах крови на снегу. Пролог окончен.

В семидесятые такие ленты снимали пачками обе враждующие стороны. Судя по шпионским лентам средней руки, времена холодной войны возвращаются

Антигуа. Жарко. Англичанин Перри (Юэн Макгрегор) – преподаватель поэзии, безуспешно пытается переспать со своей женой Гейл (Наоми Харрис). Их терпящие крах отношения не спасает даже путешествие в экзотическую страну. В шикарном ресторане Перри знакомится с мафиозным миллионером Димой, которого играет Стеллан Скарсгорд. Отличный шведский актер, звезда картин Ларса фон Триера, здесь вынужден изображать эдакого неловкого русиш Сопрано. Рубаху-парня, хитрого, умного и обаятельного. Его тело щедро покрыто татуировками с куполами и крестами, которыми по мысли режиссера покрыты тела всех русских бандитов высшего эшелона.

Перри тащится с Димой на русскую вечеринку. Водку, икру и медведей тут заменили на виски, кокаин и верблюдов. Впрочем, это не отменяет шаблонного представления о русских мафиози – главный пробел ленты. Бандиты показаны слишком в лоб, такими, будто их вынули из прошлого. Дима обращается к Перри с просьбой передать записку британской контрразведке, в которой обещает выдать информацию о связях русской мафии с британскими парламентариями в обмен на убежище для себя и своей семьи. Если Перри этого не сделает, Диме и его симпатичным детишкам грозит смерть от рук малоносого князя. Перри и его жена ради детей соглашаются помочь Диме.

Режиссер Сюзанна Уайт сняла триллер по бестселлеру писателя Джона Ле Карре, специализировавшегося на шпионских романах. Лето Карре, он же Дэвид Корнуэлл, сам одно время сотрудничал с МИ-5 и МИ-6 о деятельности контрразведки знает не понаслышке. Писательским трудом он занялся после того, как был вынужден уйти из Секретной службы из-за предательства работавшего на СССР "двойного агента" Кима Филби.

Писатель всю жизнь презирал агента 007, считая его образ неправдоподобным. Его персонажи ведут работу тихо, без шума, выстрелов, погонь и соблазненных женщин. В изложении Уайт это выглядит местами нудновато и не всегда понятно. Кроме того, в "Предателе" "подгуляла" мотивация персонажей. Битый жизнью бандит обращается к первому встречному британскому преподавателю за помощью. Когда тот в финале истории задает вопрос, который полфильма занимает зрителя, почему выбор пал именно на него, Дима отвечает: "Потому что рядом никого больше не оказалось". Оказывается, Перри и его жена с риском для жизни помогают Диме, потому что они люди хорошие и им жаль невинных детей.

В активе ленты неплохая операторская работа, дельный монтаж и отличная работа Стеллана Скарсгорда. Сама же история и ее персонажи, увы выглядят несовременно. Такое впечатление, что они пришельцы из прошлого, что режиссер застряла мозгами в эпохе холодной войны. В семидесятые такие ленты – с четким разделением героев на хороших и плохих – снимали пачками обе враждующие стороны. Судя по шпионским лентам средней руки, которые все чаще выходят на экран – времена холодной войны возвращаются.