Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса
Не кушайте Машу. Лучшие книги июля

Не кушайте Машу. Лучшие книги июля

В июльском книжном обозрении Фокуса — эпический роман-пазл, монография о русско-украинских отношениях XVII–XIX веков, история гимнастки Нади Команечи, тень Блаженного Августина над корсиканским деревенским баром и бывшие люди, выполняющие функции коров, свиней и коз

000

Россиянин по паспорту и гражданин мира по ментальности Сергей Кузнецов сочинил грандиозный мозаичный роман о новейшей истории России как части общемировой истории. Его соотечественник Сергей Беляков тоже взялся за историческую науку, рассмотрел русско-украинские взаимоотношения до эпохи Гоголя включительно и разбил в пух и прах пропагандистскую концепцию "один народ". Французская писательница Лола Лафон посвятила свой документальный роман судьбе знаменитой гимнастки, которую она сочла жертвой и знаменем румынского тоталитаризма. Другой француз, Жером Феррари, обнаружил в успехах и неудачах четырёх поколений одной корсиканской семьи суровый философский смысл. Украинец Ярослав Мельник рассказал о том, как Дима вместо того, чтобы съесть Машу, полюбил её как женщину и товарища по борьбе.

Сергей Кузнецов

КАЛЕЙДОСКОП: РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

АСТ, 2016

Кто: Кузнецов стал известен после выхода произведения "Нет" (2004), написанного в соавторстве с Линор Горалик. Изданный в 2010-м роман "Хоровод воды" вошёл в шорт-лист премии "Большая книга". А вот "Калейдоскоп" в финал нынешней "Большой книги" не попал, и это, любезные российские эксперты, чёрт знает что.

Что: "Калейдоскоп" состоит из 32 глав и 864 страниц. Каждую главу можно рассматривать как отдельный рассказ, однако все они связаны между собой общими персонажами, их друзьями и знакомыми, близкими и дальними потомками. Некоторая хронологическая последовательность есть, но она не жёсткая: к примеру, третья глава отправляет читателя на Сицилию 1901-го, четвёртая — в Париж 1910-го, шестая — в Москву 1985-го, а девятая — в Шанхай 1931-го. Роман начинается в 2013 году на альпийском курорте, а заканчивается российско-английской битвой под Кушкой в 1885-м. Практически во всех главах, где бы ни происходило действие, обнаруживается более или менее отчётливый русский след.

О чём: буквально обо всём на свете. "Калейдоскоп" — это масштабная мозаика русской истории ХХ века, вписанной в общемировую. При этом Кузнецов сознательно игнорирует почти все её поворотные и самые страшные сюжеты — революцию, сталинский террор, Вторую мировую войну, распад СССР. Человеческие судьбы его интересуют больше, чем глобальные социальные катаклизмы.

Как: ярко, живописно, афористично, со множеством скрытых цитат и аллюзий, с элементами изобретательной стилизации. Масштаб и структура романа напоминает об "Улиссе" Джойса и "Радуге тяготения" любимого Кузнецовым Пинчона, но "Калейдоскоп" читать гораздо легче, и упомянутые в нём реалии узнаются без пространных комментариев.


Лола Лафон

МАЛЕНЬКАЯ КОММУНИСТКА, КОТОРАЯ НИКОГДА НЕ УЛЫБАЛАСЬ

"Фантом пресс", 2016

Кто: французская писательница восточноевропейского происхождения,  композитор и общественный деятель феминистского толка.

Что: книга о судьбе Нади Команечи,  румынской гимнастки, в 14-лет завоевавшей пять медалей (в том числе три золотых) Олимпиады-1976.

О чём: о тренерском фанатизме, о детском упорстве, о роли спорта в пропаганде тоталитарного режима, о падениях, взлётах и о кривой судьбе бывшего кумира миллионов, любовницы сына вождя, беженки из предреволюционной Румынии, дважды кавалера Олимпийского ордена и обладателя 10-го места в списке "100 величайших румын всех времён".

Как: придуманная Лафон концепция несколько тенденциозна, но героиня книги удивила больше, чем её автор. Лафон показывала рабочий материал Команечи, и та протестовала против очернения писательницей румынской действительности времён Чаушеску. Перед ностальгией разум бессилен.


Сергей Беляков

ТЕНЬ МАЗЕПЫ. УКРАИНСКАЯ НАЦИЯ В ЭПОХУ ГОГОЛЯ

АСТ, 2016

Кто: историк и литкритик из Екатеринбурга, обладатель второй премии "Большая книга" 2013 года за документальный роман "Гумилёв, сын Гумилёва".

Что: объёмное исследование становления украинской нации и русско-украинских взаимоотношений от времён создания Запорожской Сечи до эпохи Валуевского циркуляра.

О чём: о том, как всё было на самом деле. А ещё о том, что мифы влияют на сознание гораздо сильней, чем историческая реальность. В частности, имеются в виду имперский миф о братском единстве русского и украинского народов, миф о колониальном положении Малороссии во времена Гетманщины, миф о Мазепе-предателе и о Мазепе — спасителе нации.

Как: тщательно, с обилием цитат из авторитетных первоисточников, с максимально возможной объективностью. Кроме Мазепы, символизирующего русско-украинский разрыв, ключевой фигурой книги является Гоголь, писатель с украинской душой, ставший глашатаем великоросского мессианства.


Жером Феррари

ПРОПОВЕДЬ О ПАДЕНИИ РИМА

"Эксмо", 2016

Кто: ещё один французский писатель, но теперь уже из семьи выходцев с Корсики.

Что: книга Феррари, принёсшая ему Гонкуровскую премию 2012 года.

О чём: о судьбе корсиканской семьи, главным образом о представителе младшего поколения Матье Антонетти, который бросает изучение философии в Сорбонне и вместе с другом детства берётся управлять деревенским баром. Сперва дела идут в гору, но разгул и разврат приводят к распаду и раздору, за которым следует катастрофа.

Как: меланхолично и витиевато, с непомерно длинными предложениями, с постоянным ощущением потерь, со скептическим отношением к человеческой природе и общественному устройству. Главный мотив романа — проповедь Блаженного Августина о том, что захват Рима варварами — не бог весть какая беда, поскольку горнее гораздо важнее земного. В контексте описанных в романе событий увещевания святого звучат не только обнадёживающе, но и издевательски.


Ярослав Мельник

МАША, АБО ПОСТФАШИЗМ

Видавництво Старого Лева, 2016

Кто: 20 лет Мельник отсутствовал в Украине и в украинском литпроцессе, а потом с помпой в него вернулся, трижды попав в короткий список "Книги года Би-би-си" и став лауреатом премии в 2013-м.

Что: тогда победу Мельнику принёс фантастический роман "Далекій простір". Нынешнее сочинение писателя — тоже антиутопия, в нём описано постиндустриальное общество, в котором кроме людей существуют сторы. Это деградировавшие человекоподобные существа, их используют в качестве рабочей силы, а также доят и едят.

О чем: всё происходит в точности по стандартам антиутопий: инакомыслие перерастает в сопротивление, сопротивление — в бунт. На этом фоне развиваются любовные отношения человека Димы со сторой Машей, чей интеллект не превосходит интеллект шимпанзе, но всё остальное — такое же прекрасное, как и у остальных девочек.

Как: схематично, со множеством натяжек и условностей, с не слишком актуальной и довольно искусственной проблемой, в качестве решения которой предлагается благородный, но абстрактный гуманизм.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.