Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса
<span class="label red">Дневник ОМКФ</span> Портреты в Одессе. Няшность, сюрреализм и первые победители
Одесский международный кинофестиваль

Дневник ОМКФ Портреты в Одессе. Няшность, сюрреализм и первые победители

Документальная лента "Мой друг Борис Немцов" – "няшный" жанр политического портрета, "Я, Дэниел Блейк" – кухонный реализм Кена Лоуча и бесчувствие бюрократической машины Великобритании – первые победители ОМКФ - 2016

000

На показе документальной ленты "Мой друг Борис Немцев" народу было битком. Режиссер Зося Радкевич представляя ленту напомнила, что накануне в Киеве был убит друг Немцова – журналист Павел Шеремет. Радкевич – ученица Марины Разбежкиной, участник проекта "Зима, уходи!" и анархистка по убеждениям. Четыре года назад Зося стала снимать документальные зарисовки о Борисе Немцове и очень сдружилась с российским оппозиционером. Герой ленты подпускает режиссера к себе настолько близко, что на его лице можно рассмотреть поры. Эта кинолента – монтаж из поездок политика по российским городам, акциям протеста, его ночных шатаний по городу. Политическим портретом это кино назвать нельзя, из него совершенно неясно, что Немцов сделал для страны, в чем значительность его как персоны государственной, каков его масштаб как политика. Мы видим лишь харизматичного и ироничного человека, который любит жизнь и несется по ней, не успевая отдышаться. В финале Радкевич показывает Немцова в гробу. Пожалуй, этот контраст между живым и мертвым является самым сильным моментом в фильме. Лента вышла легкой, грустной, обаятельной и поверхностной. Собственно и сама Радкевич как-то отметила, что картине не хватает политического ракурса, крупности, значимости Немцова-политика. На мастер-классе документалист Виталий Манский подчеркнул, что документальный фильм не должен страдать от излишней художественности, поскольку она уводит от правды. В ленте Радкевич нет визуальной поэтики, но есть  отношение к герою – совершенно искреннее обожание его, которое передается зрителю. С одной стороны это плюс картины, ведь она не похожа ни на один портрет политического деятеля, а с другой минус – слишком уж "няшным" получился главный российский оппозиционер.

"Золотой Дюк" за лучший короткометражный фильм разделили между собой ленты "В Манчестере шел дождь" и "Гвоздь"

В секциях "Специальный показ" и "Фестиваль фестивалей" одновременно был показан обладатель "Золотой пальмовой ветви" этого года – фильм Кена Лоуча "Я, Дэниел Блейк". Сильная социальная драма о столкновении простого человека и бюрократической государственной машины. 59-летний плотник Дэниел Блейк (Дэйв Джонс) недавно перенес инфаркт, доктор запретил ему работать и он получает от государства социальную помощь. На нее и живет: платит коммуналку, покупает еду. То есть британец, по сути, живет не лучше миллионов украинцев. Автомобиля у него нет, квартира больше напоминает номер в дешевом отеле и, более того, она ему не принадлежит. Поборник правды Лоуч вряд ли врет или излишне драматизирует положение дел в Англии, такова реальность. В определенный момент социальный работник лишает острого на язык Дэниела положенных дотаций. Блейк пытается добиться справедливости и возобновить выплату соцпомощи.

В реальности дела обстоят еще сюрреалистичнее, чем в "Процессе" Кафки. Чтобы вновь получать "пенсию" пожилому человеку, который никогда не пользовался компьютером, надо подать апелляцию в онлайн-режиме или посещать идиотские курсы по написанию резюме. Драму этого человека Лоуч рассматривает под лупой, постепенно выводя вопрос частного лица на государственный масштаб, рассказывая историю так, будто пишет статью в газете, нанизывая один факт на другой, без художественного приукрашивания. Его камера настолько реалистична, что иногда хочется сбежать из зала, хотя это и бессмысленно – за пределами кинотеатра картина мира та же.

Впрочем, реальность Одессы, как и кино Лоуча, не лишена своеобразного юмора. С черного входа в фестивальный кинотеатр стоят мусорные баки. В них, как и в других странах, периодически роются бомжи и старики. Некоторых жизнь вынуждает проявить нешуточную смекалку. Старушка невероятно маленького роста – примерно с половину бака – не смогла дотянуться даже кончиками пальцев до его края. И тогда она нашла выход – ведро. Обычное, железное, в таких носят воду в деревнях. Бабушка использовала его как подставку, чтобы добраться до содержимого контейнера.

Накануне были объявлены первые победители ОМКФ-2016. "Золотой Дюк" за лучший короткометражный фильм достался лентам "В Манчестере шел дождь" режиссеров Валерии Кальченко и Антонио Лукича и "Гвоздь" Филиппа Сотниченко. Награду за лучшую актерскую работу получил Мирослав Слабошпицкий за роль брата Владимира Ленина в фильме Алены Демьяненко "Моя бабушка Фанни Каплан". Диплом FIPRESCI за лучший украинский полный метр получил Юрий Грыцына с фильмом "VARTA 1, Львов, Украина".

Сегодня в Одесском театре оперы и балета пройдет церемония закрытия, будут вручены главные награды ОМКФ-2016: Гран-при, призы за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую актерскую работу, а также "Золотой Дюк" за лучший украинский полнометражный фильм.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.