Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса
Веббер среднего возраста. Как номинант на "Оскар" добился успеха

Веббер среднего возраста. Как номинант на "Оскар" добился успеха

Кинорежиссёр Питер Веббер, живущий между Лондоном и Лос-Анджелесом, рассказал Фокусу, как номинации на "Оскар" изменили его жизнь, за что он благодарен родителям и почему несчастен из-за выхода Великобритании из ЕС

000

"Как думаете, я добился успеха? До 35 лет меня считали неудачником"...

Растрёпанный мужчина в тренировочных брюках и растянутой футболке смущённо ёжится в бархатном кресле meeting room пафосного одесского отеля Bristol. Почти извиняющимся тоном он заказывает стакан воды: "В последнее время так много болтаю, что горло пересыхает". Передо мной Питер Веббер, режиссёр, которого американские и европейские кинокритики называют "необъяснимым феноменом", "поляризатором интеллекта" и "событием в мире кино". Звёзды уровня Томи Ли Джонса, Колина Ферта и Мартина Фримена не просто соглашаются сниматься в его фильмах, а считают такие съёмки удачей для своей карьеры. И не без причин. Например, актрису Скарлетт Йоханссон участие в одной из картин Веббера сделало секс-символом нового поколения. Он коллекционирует награды международных кинофорумов. Даже документальные фильмы на заезженную тему — исчерпание природных ресурсов Земли — в его исполнении дают внушительные кассовые сборы. Мысль о том, что этот любимец публики сомневается в своей успешности, плохо укладывается в голове.

КТО ОН


Британский кинорежиссёр, продюсер, сценарист, покоривший Голливуд. Многократный номинант на "Оскар", "Золотой глобус" и премию Британской киноакадемии

ПОЧЕМУ ОН


Один из самых знаменитых гостей Одесского международного кинофестиваля, прошедшего в июле 2016 года

Похвалите Питти

Мы встречаемся после окончания мастер-класса Питера Веббера "Как стать режиссёром" на 7-м Одесском международном кинофестивале. Почти полтора часа он стоит на сцене и без умолку говорит. Спускается со сцены явно уставшим, но льющийся из него поток слов не иссякает. Веббер хочет пообщаться со всеми, кого видит, говорит быстро и почти без остановок. Как будто боится, что стоит замолчать хоть на минуту, случайный собеседник воспользуется паузой и уйдёт. Каждому заглядывает в глаза, как бы в поисках ответа на тот же вопрос, который задал мне в начале разговора: "Добился ли я успеха?"

— Людям кажется, что у меня замечательная жизнь, потому что на виду только её приятные моменты  — путешествия по миру, презентации фильмов, фестивали, праздники. Зато, когда бываю несчастен и жалок, я всегда один, никто меня не видит.

— Когда вы бываете несчастным и жалким?

— Например, когда мне говорят, что интервью окончено.

Он весело смеётся над своей шуткой. Потом с непосредственностью увлечённого ребёнка, перепрыгивая от одной темы к другой, начинает рассказывать о том, как путешествовал по странам Восточной и Центральной Европы, готовясь к съёмкам очередного кино, почему стоит смотреть фильмы Стэнли Кубрика о космосе и почему сам он в космос, к сожалению, не полетит. Прервать этот поток сознания и вернуть его к интересовавшему меня вопросу удаётся с третьей попытки.

— До 35 лет вы успели снять несколько резонансных сериалов, которые до сих пор обеспечивают высокие рейтинги телевещателям по всему миру. Создали десяток документальных фильмов, по которым теперь учатся в киношколах. Даже ваша первая короткометражка "Человек-зебра", снятая в 24 года, получила одобрение критиков. Кто именно считал вас неудачником до 35?

На лице моего собеседника появляется невесёлая ухмылка.

— Знаете, как это бывает, снимаешь телефильм о Вагнере, а родители ставят тебе в пример сыновей знакомых, выучившихся на адвокатов или врачей. Приезжаешь домой, мама осторожно спрашивает, не собираешься ли ты оставить свои странные занятия и найти стабильный заработок.

Магия "Оскара"

Кино на режиссёра оказывает терапевтическое действие. Ты вновь и вновь проходишься по собственным болевым точкам, и в конце концов становится легче

Отец Питера Веббера переехал в Лондон из провинциального, но респектабельного городка в графстве Сассекс (Юго-Восточная Англия), где уважаемых горожан все знают в лицо и по имени. Открыл ресторанчик и женился на воспитательнице из детского сада, разделявшей его мечты о детях, симпатичном частном доме, тихой размеренной семейной жизни. Веббер-старший поселился в респектабельном районе британской столицы и создал вокруг семьи "собственный Сассекс" — маленький уютный мирок, населённый соседями и родственниками, в котором сам он был большим человеком. Питти родился и рос уже в столице. Ему скучно было в коттеджном райо­не. Гулять тянуло в Ислингтон, где в 1970-х жили в основном хиппи, богемный Сохо и в Кэмден, облюбованный иммигрантами. Ему тесно было в родительском мирке. Не хотелось изучать ресторанное дело, чтобы потом работать в семейном бизнесе. В пятнадцать лет, посмотрев фильм Жана-Люка Годара "Перриот и мадам", он решил стать режиссёром, чем немало огорчил отца. К счастью, у Веббера-старшего сыновей было двое. Один из них стал достойным продолжателем семейных традиций, поэтому второму позволили быть "немного странным", не оказывали особого давления и даже помогли оплатить обучение в киношколе.

Позднее, будучи уже взрослым именитым режиссёром, Питер возьмётся снимать продолжение хоррора "Молчание ягнят", и в своём фильме "Ганнибал: Восхождение" сосредоточится на детстве и юности доктора Ганнибала Лектера, потерявшего родителей во время Второй мировой.

— Никогда не испытывал желания убить человека, тем более съесть, но мне знакома озлобленность подростка, который чувствует себя чужим для всех и ни в ком не находит понимания. Это такое беспредельное одиночество, которое в крайней своей точке может свести с ума.

Всё изменилось, когда Питти номинировали на "Оскар". О его работе заговорили соседи и родственники, а то, о чём они говорят, конечно, не может быть пустяком. Дело было в 2003-м, мальчику к тому времени исполнилось 35.

 — Вдруг оказалось, что я толковый парень и преуспел в жизни. Эта шумиха вокруг оскаровских номинантов, конечно, буря в стакане воды, в реальности ничего не изменилось, мне даже не дали статуэтку, зато близкие люди посмотрели на меня другими глазами.

— Зауважали?

— Настолько, насколько вообще могут зауважать люди, менявшие тебе пелёнки.

Глобальное мышление

Заветную номинацию на "Оскар" Вебберу-младшему принёс фильм "Девушка с жемчужной серёжкой" — экранизация одноимённого романа Трейси Шевалье. Сюжет — одна из версий происхождения, пожалуй, самой загадочной картины великого голландского живописца ХVII века Яна Вермеера, на которой изображена прекрасная юная незнакомка. Искусствоведы и историки ломают голову, пытаясь выяснить, кем была эта девушка и что связывало её с художником. Автору романа понравился романтический вариант объяснения. Якобы Вермеер переживал творческий и личностный кризис, из которого вышел, вдохновившись красотой и женственностью шестнадцатилетней служанки, нанявшейся в его дом. Сблизившись с девушкой, он вызвал негодование семьи, и служанку пришлось выгнать по настоянию ревнивой жены художника.

Каннибал-самоучка. Готовясь к съёмкам фильма о докторе Ганнибале Лектере, Питер Веббер посещал анатомические театры Восточной Европы

— Почему вы решили снимать кино о Вермеере?

— Сюжет, выбранный Шевалье, мне очень близок — отражает мой собственный опыт.

— Какой опыт? Роман с домработницей?

— Почему сразу с домработницей. Я не великий художник, я даже знаменитостью тогда не был. Но, знаете, восхищение в глазах прекрасного юного создания, для которого всё, что ты делаешь, интересно и значимо — такое вдохновит кого угодно. Особенно если речь о творческом человеке, не находящем понимания у близких. 

— Именно это непонимание и делает вас несчастным?

— Не только. Вот сейчас, например, я несчастен от того, что Великобритания выходит из состава ЕС. Тысячи людей проголосовали за то, чтобы сохранить иллюзию своего маленького национального мирка. Не дать ей раствориться в глобальности. Они чувствуют себя в безопасности, защитившись от большого мира множеством разных границ, забывая о том, что границы эти по большей части условны и существуют по взаимной договорённости. Это фрагментарное мышление мешает понять, что на самом деле происходит вокруг. Люди, сосредоточенные на своём доме, своём районе, своём маленьком бизнесе, не замечают глобальных проблем, от которых зависит будущее. Я пытаюсь привлечь к ним внимание, в прошлом году снял документальный фильм "Десять миллиардов" о том, что будет с нашей планетой, когда население достигнет десяти миллиардов человек.

— Пытаетесь привлечь внимание родителей?

— Ну с мамой это уже не выйдет. У неё болезнь Альцгеймера. Проведываю раз в неделю, когда бываю в Англии, но даже не знаю наверняка, замечает ли она моё присутствие. С отцом ещё можно поговорить. Полгода назад он пережил сердечный приступ, но выкарабкался.

Питер Веббер тяжело вздохнул и впервые за всё время беседы заговорил о родителях без иронии, без ноток детской обиды, с трепетной нежностью.

— Они приучили меня читать. С тех пор как мне исполнилось восемь, на каждый день рождения мне дарили книги — прекрасную художественную литературу. Наверное, это и определило мою будущую профессию. Ещё они учили меня быть толерантным по отношению к окружающим, добрым, в конце концов. Будь у меня собственные дети, я бы тоже хотел их этому научить.

Питеру Вебберу 48 лет. Детей у него нет, так что родители остаются самыми близкими людьми в его жизни. Только теперь Питти уже не нужно, чтобы папа и мама понимали его и были поклонниками его таланта, достаточно, чтобы они просто были.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.