Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса
<span class="label red">Рецензия</span> Левые и дикие. Почему нужно смотреть фильм «Капитан Фантастик»

Рецензия Левые и дикие. Почему нужно смотреть фильм «Капитан Фантастик»

В прокате социальная утопия «Капитан Фантастик» каннского любимца Мэтта Росса с Вигго Мортенсеном в роли левака-отшельника

010

В дебрях дикого леса одного из американских штатов живёт Бен Кэш (Вигго Мортенсен) со своими шестью детьми — младшие ещё не пошли в школу, старшие уже поступают в университет. Впрочем, не совсем так — во всяком случае, в начале фильма. В школу из всей шестёрки не ходит никто, поскольку Бен вместе со своей женой (о ней речь дальше) и детьми придерживается сугубо натурального образа жизни и добывает пропитание охотой и сельским хозяйством.

С первого взгляда его можно назвать постаревшим хиппи (кстати, Мортенсен в свои 58 лет выглядит в конце фильма, когда побреется, не старше чем на 35), но хиппи, как известно, были вегетарианцами, сторонниками ненасилия и к охоте питали отвращение. Тут корни гораздо глубже — в американской литературе XIX века, от философа Генри Торо, написавшего «Уолден, или Жизнь в лесу», до Фенимора Купера с его знаменитой пенталогией об охотнике Натти Бампо по прозвищу Следопыт. Правда, при Торо и Купере не было транснациональных корпораций, которые Бен Кэш и, с его подачи, дети ненавидят всей душой, а потому у них другой кумир — любимец «левых» всех стран и народов, современный американский философ старенький Ноам Хомский.

Одним фильм покажется панегириком жизни подлинно свободной семейной коммуны, другим — приговором левацкой семейной секте со всеми признаками тоталитаризма

В общем, речь идёт о современной утопии — то есть о том, чего, по определению, не может быть на свете. Достаточно упомянуть, например, что все дети, несмотря на жизнь в лесу, образованы лучше, чем студенты американских школ и колледжей. Правда, как это им удалось без компьютеров и интернета — загадка. Равно непонятно, как удаётся одной из девочек-подростков судить о набоковской «Лолите», абсолютно не имея опыта жизни в реальном обществе. Но неважно — мы же договорились, что речь идёт об утопии.

Правда, авторы фильма (режиссёр Мэтт Росс, любимец кинофестивалей в Санденсе и Каннах), понимая, что из такого топора каши не сваришь, в самом начале ленты вводят интригу — жена Бена Кэша и мать его детей, долго не жившая с ними из-за психической болезни, заканчивает жизнь самоубийством. И тогда Бен после долгого раздумья решает ехать вместе с детьми на её похороны, чтобы исполнить её последнюю и довольно экзотическую волю. Что получается из столкновения утопии с реальной жизнью — увидите сами. Если же говорить об актерах, кроме Мортенсена, надо обязательно упомянуть Фрэнка Ланджеллу, сыгравшего отца покойной жены главного героя. Создать за пару-тройку минут полноценный объемный портрет своего героя – признак высочайшего актерского профессионализма.

Поймав автора этой рецензии на ироничном тоне, читатель может спросить: так надо ли смотреть этот фильм? На что автор ответит: обязательно, поскольку «Капитан Фантастик» является редчайшим ныне образцом интеллектуального кино. Интеллектуального не в том популярном смысле, что половина происходящего на экране вообще непонятна, а в настоящем значении этого слова — как фильм, заставляющий зрителей думать над предложенной его авторами мировоззренческой концепцией.

Более того, я уверен, что некоторые зрители не согласятся с моей точкой зрения и увидят в «Капитане» реальный образец того, как нужно жить в согласии с природой. А уж неприятие в фильме любых проявлений капитализма и борьба с ним путём воровства в супермаркете вообще будет для таких зрителей бальзамом на душу. Правда, при этом никто из них не задумается о том, что недостачу в несколько сот долларов, возникшую в результате этого воровства, будут возмещать обычные пролетарии — продавцы и кассиры. Равно как и о том, что родители жены Бена имеют такое же право решать посмертную судьбу покойной, как и её муж и дети (когда будете смотреть фильм, поймёте, о чём речь).

Вот этим-то фильм и интересен. Тем, что одним он покажется панегириком жизни подлинно свободной семейной коммуны, а другим — приговором левацкой семейной секте со всеми признаками тоталитаризма, включая «проработку» сомневающихся в общепринятой доктрине на собрании. (В данном случае — семейном.) И ещё тем, что хотя авторы явно придерживаются первой точки зрения, они дают зрителю все основания остановиться в итоге на второй, прямо противоположной ей.

И такой «идейной путанице» удивляться не стоит. Как и тому, что фильм был отобран в этом году для элитной программы «Особый взгляд» каннского кинофестиваля. Ведь именно старушка Европа, сегодня до невозможности толерантная, была, начиная с «Государства» Платона, родиной всех тоталитарных идеологий. Пол Пот и Иенг Сари, устроившие в семидесятые годы в коммунистической Кампучии кровавую резню с несколькими миллионами жертв, получили высшее образование в Париже. Мао Цзэдун, угробивший во время инициированной им «культурной революции» руками хунвейбинов миллионы соотечественников, получил в Китае европейское образование, прилежно изучая политическую философию Старого Света. Да и сам коммунизм, общий счёт числа жертв которого идёт на десятки миллионов, был чисто европейским изобретением, а его первый манифест немцы Карл Маркс и Фридрих Энгельс издали в Лондоне. 

Так что кому-то «Капитан Фантастик» покажется семейной идиллией, а для кого-то, как можно надеяться, станет прививкой от «левачества» и его непременного спутника — тоталитаризма.

1
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.