Соблазнение Европы. Почему надо смотреть фильм "Она"

Фото: кадр из фильма
Фото: кадр из фильма

В украинском прокате психологически-эротический триллер Пола Верховена

Related video

Выходящий на экраны украинских кинотеатров фильм нидерландско-американского режиссера Пола Верховена "Она" четко распадается на две части. Часть первая и вполне ожидаемая – психологически-эротический триллер, держащий зрителя в напряженном ожидании разгадки, чье же лицо скрывалось под маской, надетой громилой, который ворвался в дом главной героини Мишель и изнасиловал ее. Часть вторая и неожиданная (впрочем, неожиданная не для киноманов) – новые встречи Мишель с разоблаченным ею насильником.

Именно вторая часть может вызвать недоумение и даже поначалу испортить простодушному зрителю впечатление от фильма – однако и при втором просмотре (а фильм стоит того, чтобы посмотреть его дважды) все меняется. Но киноманы знают, что с работами Верховена такое уже бывало. Так, много лет назад ему сначала присудили за "Шоугелз" "Золотую малину" как худшему режиссеру года (Верховен был первым, кто приехал лично получить эту "награду"), а потом он удостоился похвалы от французского киноклассика и патриарха "новой волны" Жака Риветта, назвавшего "Шоугелз" одним из лучших фильмов 90-х годов.

Впрочем, 78-летний Верховен уже сам патриарх, а "Она" с самого начала не могла претендовать на "Золотую малину", так как была включена в конкурсную программу Каннского кинофестиваля. Да и вообще это фильм, скажем так, удивительно французский. Верховен, давно живущий и работающий в США, рассказывал, что поначалу собирался снимать этот фильм в Штатах, но не сложилось, и только после этого "подвернулась" Франция. И это тот нередкий в кино случай, когда нарушение первоначальных режиссерских планов благотворно влияет на итог. Потому что в США с довольно прямолинейными, хотя и мастеровитыми, американскими актерами "Она" превратилась бы в очередное однозначное кино из, условно говоря, "черной серии". А во Франции с актерами французскими у Верховена получилась хоть и "черная", но своеобразная комедия.

К тому же отношения героев фильма (а их множество) друг с другом настолько запутанны и вместе с тем легки, что ассоциируются у широкого зрителя именно с "французским образом жизни". Например, Мишель (одна из лучших ролей Изабель Юппер) тайком от своей лучшей подруги Анны, которую великолепно играет Анн Косиньи, спит с ее мужем, болваном, как говорит сама Мишель, и объясняет: "Просто хотелось секса". При этом Мишель по фильму, как и ее подруге, 50 лет (Юппер на самом деле уже 63 года, но в фильме это незаметно).

Тут, кстати, прослеживаются сразу два популярных сегодня европейских тренда – феминизм и борьба с эйджизмом (дискриминацией по возрасту). Еще недавно считалось, что женщина в пятьдесят должна забыть о сексе и готовиться нянчить внуков, а Мишель не только мечтает о нем, но и на деле осуществляет в рамках, опять же, еще недавно считавшихся патологией. К сожалению, чтобы избежать спойлеров, проиллюстрировать это наглядными примерами из фильма нельзя, но поверьте на слово.

Мужчины же в фильме, наоборот, слабохарактерны и зависят от женщин – как бывший муж Мишель, так и нынешний (а в конце фильма тоже бывший) муж Анны. Первый – просто потому, что интеллигент (неудавшийся писатель), второй хоть и изображает из себя бритого наголо мачо, но быстро сдувается, когда Анна, которой Мишель призналась в адюльтере, выгоняет его из дома. Да и насильник, чья личность во второй половине фильма раскрывается, оказывается, несмотря на всю свою маскулинность, всего лишь рабом своих страстей. Еще один слабохарактерный оболтус – сын Мишель, телом и душой оказавшийся под каблуком своей юной подружки.

"Она" четко распадается на две части. Часть первая и вполне ожидаемая – психологически-эротический триллер. Часть вторая и неожиданная – новые встречи Мишель с разоблаченным ею насильником

В финале две пятидесятилетние давние приятельницы решают на время съехаться и пожить вместе, что еще более забавно, учитывая их короткий опыт взаимной лесбийской любви в юности. Более того, даже молодая жена насильника в самом конце фильма (важно не пропустить этот момент, он заключен буквально в одной фразе) благодарит Мишель за то, что "вы дали ему то, в чем он так нуждался".

"Такое кино" циничному шутнику Верховену вряд ли удалось бы снять в Голливуде. Так что старушка Европа, как он, голландец по происхождению, наглядно демонстрирует в своем фильме, еще может похвастаться своими прелестями – в переносном и даже в буквальном смысле этого слова.