Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса
Ре минор для коммунизма. Лучшие книги октября

Ре минор для коммунизма. Лучшие книги октября

Дмитрий Шостакович глазами британца, монгольские видения русского археолога, очередной сборник канадской нобелиатки, непременный осенний пелевин (с маленькой буквы — это уже не писатель, а жанр) и эссе, от которых одно удовольствие, — в октябрьском книжном обзоре Фокуса

000

Джулиан Барнс написал роман о русском композиторе, который так старательно изображал из себя советского, что в конце концов им стал. В книге россиянина Петра Алешковского XXI век перекликается с XIV–XV, и если давние времена оказываются пострашней, то нынешние — попротивней. На русский перевели ещё один сборник рассказов Элис Манро — похоже, скоро переведут всё, что она написала, и это хорошо. Виктор Пелевин сочинил ещё одну эзотерическую версию мироустройства, в которой земные коллизии объясняются борьбой потусторонних сил. Новый сборник эссе Андрея Бондаря носит пугающее название «І тим, що в гробах», но на самом деле там почти ни разу не страшно, зато очень часто смешно.


 

ДЖУЛИАН БАРНС «ШУМ ВРЕМЕНИ»


«Азбука», 2016

Кто: ведущий британский прозаик, букеровский лауреат 2011 года, автор «Истории мира в 10 ½ главах», одного из самых значительных романов второй половины ХХ века.

Что: художественная биография Дмитрия Шостаковича, крупнейшего советского композитора, фигуранта разгромной статьи 1936 года «Сумбур вместо музыки», Героя Социалистического труда, формалиста и буржуазного декадента, лауреата Ленинской и пяти Сталинских премий, гонимого и обласканного властью человека, который всю жизнь боялся, приспосабливался и так часто вынужден был надевать маску благонадёжного советского гражданина, что она намертво к нему приросла.

О чём: о том, каким образом сталинская система гнула и ломала творческих людей. Три части романа определяют три ключевых, с точки зрения Барнса, эпизода в судьбе композитора: ожидание ареста в 1937-м, когда его громили во всех газетах, поездку в США в 1949-м, когда «усатый» сменил гнев на милость, и апофеоз конформизма в 1960-м, когда Шостаковича уговорили вступить в партию и возглавить Союз композиторов России.

Как: эта книга не столько для нас, сколько для них. Барнс говорит о вещах, которые хорошо известны рождённым в СССР, но могут стать откровением для западного читателя. При этом «Шум времени» (название отсылает к известной книге Осипа Мандельштама) всё же лишён той поверхностности и приблизительности, с которой обычно пишут о России западные прозаики. Барнс отлично знает материал, и это касается не только самого Шостаковича, но и культурного контекста, в рамках которого он творил и как мог выживал. Ибо в ту эпоху советские композиторы были «только двух сортов: либо живые и запуганные, либо мёртвые».


 

ПЁТР АЛЕШКОВСКИЙ «КРЕПОСТЬ»

 

«Азбука», 2016

Кто: российский прозаик, историк, теле- и радиоведущий, племянник легендарного Юза Алешковского, автор 13 книг.

Что: роман, над которым писатель работал более шести лет, вошёл в шорт-листы «Большой книги» и «Русского Букера», и в обеих премиях считается фаворитом.

О чём: о современном историке и археологе Иване Мальцове, который сражается с провинциальным невежеством и стяжательством, исследует подземелья старинной крепости и видит сны о Туган-Шоне, воине из тюркского племени киятов, сначала сподвижнике Мамая, потом приближённом Тамерлана, а затем слуге русского князя Юрия Дмитриевича.

Как: «Крепость» — роман масштабный и обстоятельный. Две его центральные фигуры в каком-то смысле герои своего времени. Один — идеалист, честный и великодушный, но непоследовательный и слабовольный, постоянно ввязывающийся в борьбу за всё хорошее и всякий раз её проигрывающий. Другой — бесстрашный приспособленец, сменивший несколько религий и служивший многим господам, но удивительным образом никогда не изменявший своей совести.


 

ЭЛИС МАНРО «ЛУНЫ ЮПИТЕРА»

  

«Азбука», 2016

Кто: «матриарх» канадской литературы, автор двух десятков книг короткой прозы, писательница, которую ещё три года назад у нас почти никто не знал.

Что: сборник 1982 года, один из девяти опубликованных «Азбукой» после присуждения Манро Нобелевской премии по литературе в 2013-м.

О чём: темой, объединяющей 12 рассказов книги, являются близкие отношения, как родственные, так и дружеские. Все они неоднозначны, сочетают в себе симпатию и неприязнь, зависимость и настороженность, потребность в участии и стремление оградить себя от необязательных контактов с социумом.

Как: если вы уже читали Манро, знатока судеб и собирателя эмоций, тонкого лирика и жёсткого трагика, писательницу, способную в самых заурядных ситуациях разглядеть и выразить удивительные глубины и пугающие бездны человеческой натуры, вам ничего объяснять не надо. Если вы ещё не читали Манро, но до сих пор не потеряли интерес к психологическим глубинам и душевным безднам, обязательно почитайте.


 

ВИКТОР ПЕЛЕВИН «ЛАМПА МАФУСАИЛА, ИЛИ КРАЙНЯЯ БИТВА ЧЕКИСТОВ С МАСОНАМИ»»

«Эксмо», 2016

Кто: Пелевин.

Что: ещё один роман в жанре «пелевин».

О чём: о вере в Дух денег, которая не даёт пускающей финансовые пузыри мировой экономике рухнуть ко всем чертям. О чертях, то бишь чекистах из постсоветского будущего, возникающих в конце XIX столетия в имении запойного помещика Маркиана Можайского и намеревающихся при помощи фейкового изобретения самолёта изменить будущее. О масонах, контролируемых рептилоидами, которые собираются помешать коварным планам чекистов, контролируемых бородачами. О том, что всё на свете подстава, одна лишь видимость и что в действительности всё совершенно не так, как на самом деле. О том, что либералы ничем не лучше патриотов, и наоборот. О том, что мы все дураки несчастные и не понимаем, как нами манипулируют какие-то там высшие силы, которых Виктор Олегович исправно придумывает каждый год во всё новых и новых, хотя и уже изрядно поднадоевших вариантах.

Как: как всегда.


 

АНДРІЙ БОНДАР «І ТИМ, ЩО В ГРОБАХ»

«ВСЛ», 2016

Кто: в прошлом — поэт, в настоящем — эссеист, публицист, переводчик и популярный блогер. Финалист центрально-европейской литературной премии «Ангелус» 2012 года.

Что: вторая книга эссе после сборника «Морквяний лід», опубликованного в том же 2012-м.

О чём: самая неблагодарная работа — рассказывать о том, чему посвящены тексты на одну-две страницы. Открою наугад. На 108-й — история о том, как менты хотели замести писателя за чужие газовые баллоны, а потом один из них пописал на снег. На 169-й — рассказ о временах голодной студенческой юности, когда автор ездил отъедаться к бабушке на станцию Рачки. На 44-й — анализ популярных мультфильмов 1980-х как трансляторов советской идеологии.

Как: вот это главное. Бондарь может писать о чём угодно, но всегда делает это с замечательной самоиронией и остроумными умозаключениями. Например, с таким: «Онанізм — це одна з перших форм особистої свободи, коли задоволення належить тільки тобі і виходить із тебе самого».

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.