Над фильмом работали. Как украинские кинематографисты научились продавать свою продукцию за рубеж

Кадр из сериала "Нюхач"
Кадр из сериала "Нюхач"

Украинская киноиндустрия вышла из кризиса — доходы растут примерно на 10% год к году

Related video

В прошлом году впервые за всю историю независимой Украины на отечественном телевидении не было громких российских премьер. Основная масса сериальных новинок — украинские фильмы. Впервые основными производителями контента для наших телеканалов оказались наши же продакшен-студии. Такие российские компании, как "Русское", Yellow, Black and White и "Триикс Медиа", уступили место украинским игрокам — FILM.UA и Star Media. Впервые лучшие украинские режиссеры, сценаристы и актеры оказались завалены заказами на полгода вперед. Директор по маркетингу и PR компании FILM.UA Group Полина Толмачева констатирует, что украинская киноиндустрия вышла из кризиса — доходы растут примерно на 10% год к году.

Причин две. Во-первых, квотирование российского телеконтента. "После того как закон был принят, я уже через неделю участвовал в девяти проектах", — поделился впечатлениями с Фокусом писатель и сценарист Андрей Кокотюха. Вторая причина — на протяжении нескольких лет украинские киношники активно работали на экспорт. Крупные операторы рынка снимали сериалы для всего постсоветского пространства, а мелкие постпродакшен-студии промышляли созданием компьютерных спецэффектов для крупнейших мировых кинокомпаний. И наконец-то количество переросло в качество. Идеальный бизнес-кейс — сериал "Нюхач", снятый FILM.UA Group еще в 2013-м. Все права на первый сезон этого детектива были переданы французской компании Box Distribution, после чего фильм показали в 30 странах. А сам формат сериала не так давно был продан в Японию. Вывод: украинский кинематограф готов создавать продукты мирового уровня.

Украинский кинематограф готов создавать продукты мирового уровня

Проблема в другом — у украинских телеканалов не всегда есть деньги для приобретения и производства высококачественного контента. Простой пример: каналы готовы выкладывать за один час сериала от $10 тыс. до $50 тыс., в то время как себестоимость "сериального" часа на рынке СНГ колеблется в пределах от $70 тыс. до $100 тыс. Совладелец и генеральный продюсер FILM.UA Виктор Мирский признался, что второй сезон "Нюхача" обошелся в $500 тыс. за серию. Кризис и трехкратная девальвация гривны привели к тому, что сейчас себестоимость серии снизилась до $250 тыс. Но и эти цифры непомерно высоки для украинских вещателей.

Поэтому в 2016 году они из кожи вон лезли, чтобы порадовать зрителя дешевым, но рейтинговым (а иногда и довольно качественным) продуктом. Мало-помалу начал выходить из моды жанр таких мелодрам, как "Доярка из Хацапетовки". На смену российско-украинской доярке постепенно приходят национальные герои. Так, например, телеканал "Украина" презентовал патриотичный сериал "На линии жизни" о военном хирурге. "Плюсы" порадовали историческим минисериалом "Столетие Якова", а Новый канал открыл для украинской аудитории новый молодежный жанр — сериалити (проект "Киев днем и ночью"), нечто среднее между сериалом и реалити-шоу. "Мы реалисты и можем позволить себе тратить столько, сколько зарабатываем, поэтому вынуждены постоянно экспериментировать, искать новые формы", — рассказал Фокусу о своей стратегии генеральный продюсер Нового канала Сергей Евдокимов.

Что же касается "высокого" кино, создание которого напрямую зависит от госбюджетного финансирования, то и здесь дела не так уж плохи. По словам главы Государственного агентства по вопросам кино Филиппа Ильенко, в настоящий момент благодаря государственной поддержке снимается 104 фильма. Из них 38 полнометражных игровых и 4 полнометражных анимационных. К сожалению, в этом году у украинских кинематографистов было мало громких международных побед. Но зато есть надежда, что они появятся в будущем. Режиссер Мирослав Слабошпицкий подвел итог 2016 года так: "Год был хороший. Госкино закачало в индустрию много денег — как никогда. Почти все, кто хотел снимать кино, получили такую возможность. Но чтобы сделать фильм, нужно время. Я думаю, урожай будет в 2017–2018 годах".