Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса
Украина в главной роли. Как отечественный кинематограф будет покорять мир

Украина в главной роли. Как отечественный кинематограф будет покорять мир

Наш кинематограф получил шанс выйти на мировой рынок. Медиаменеджер, режиссёр, продюсер, редактор сценариев и кинодраматург рассказывают, что для этого нужно

300

Украинская киноиндустрия — явление экономически паранормальное. О её существовании среднестатистический украинец, как правило, не знает. По умолчанию считается, что отечественный кинематограф умирает, требует бюджетных дотаций и вообще похож на хоспис, населённый деятелями культуры.

В то же время эти "пациенты" раскатывают по всему миру, конкурируют с иностранными мастерами, заигрывают со звёздами Голливуда и продают свою продукцию в десятки других стран.

Симулянты? Не совсем. Дело в том, что наша киноиндустрия — это не одно целое, а как бы несколько разных миров, обитатели которых зачастую не подозревают о существовании друг друга.

Хосписы в этой галактике есть. Их насельники бедствуют, любят поговорить о возрождении украинского поэтического кино и иногда творят. С господдержкой и божьей помощью даже могут создать шедевр — недорогой фильм с интересной фестивальной судьбой, который увидят иностранные ценители психоделического артхауса. Потому что в Украине такое кино показывать негде и некому — здесь на всю страну 200 кинотеатров, владельцам которых тоже нужно на чём-то зарабатывать. А на артхаус массовый зритель не идёт.

Вторая категория — золотоискатели. Внешне они совсем другие и даже говорят на ином языке: вкрапляют в свою речь англоязычные жаргонизмы и вздрагивают от словосочетания "поэтическое кино". На жизнь они не жалуются, и если требуют чего-то от государства, то не денег, а скорее каких-то верительных грамот. Именно эти "золотоискатели" выстроили в Киеве на Троещине едва ли не самую крупную киностудию в Восточной Европе, сняли в Украине сериал "Нюхач" (FILM.UAGroup) и продали его в десятки стран, включая Японию. Это они снимают историческую драму об Анне Византийской, которая вместе с князем Владимиром крестила Русь (Star Media). Увы, о существовании "золотоискателей" и их творчестве украинский зритель узнаёт окольным путём. У наших телеканалов нет денег, чтобы покупать столь дорогой контент.

В прошлом году в украинском кинематографе случился "Большой взрыв"

Третья каста — телевизионщики. Подневольный мидл-класс киноискусства, иногда креативный, иногда не очень. Когда рынок рекламы рухнул с $500 млн (в 2013 году) до $113 млн (в 2015-м), уровень их креативности заметно подскочил. За пару лет появились новые реалити-шоу собственной разработки, были написаны десятки сценариев новых сериалов. Отечественные каналы стали не только покупать, но и продавать свои форматы за рубеж.

Но в прошлом году во всех мирах галактики украинского кинематографа случился "Большой взрыв". Во-первых, государство профинансировало 104 проекта (это абсолютный рекорд). Во-вторых "золотоискатели" заключили несколько судьбоносных сделок — благодаря им мир вскоре увидит историческую картину "Захар Беркут" и анимационный фильм "Мавка", а в киностудии на Троещине вовсю снимают фильмы на английском и французском языках. В-третьих, отличились "телевизионщики". В разных государствах появились клоны украинского "Ревизора"; рождённый в офисе ТРК "Украина" формат "Реальная мистика" сегодня смотрят во всех странах СНГ; украинская "Хата на тата" пользуется популярностью в Восточной Европе — Литве, Латвии и Польше.

Основных причин возрождения украинской киноиндустрии всего две. Первая: квотирование российского телеконтента летом 2015 года привело к тому, что уже в 2016-м на украинских экранах не было ни одной громкой российской премьеры — только отечественные фильмы или совместного производства. Вторая: выход мировой экономики из кризиса, что позволило нашим людям найти золото. Значит ли это, что тренд будет долгоиграющим и украинские фильмы покорят мир? Неизвестно. Ведь на кону космические деньги.

По самым скромным оценкам, мировой рынок кинематографа — это $100 млрд. За эти средства борются не только киношники, но и правительства десятков стран. Как правило, с помощью системы рибейтов (от англ. rebate — скидка, уступка), когда правительство возмещает часть издержек иностранным съёмочным группам.

Ирландия, например, с первого дня так финансирует съёмочную группу "Игр престолов". И вовсе не из альтруизма — по данным компании EY, в Великобритании на каждый фунт рибейтов приходится 12 фунтов инвестиций. Это вполне распространённая пропорция — во Франции один евро дотаций киношникам приносит 11,3 евро вливаний в экономику. Хорватия, например, приложила немало усилий (в том числе и в виде участия в финансировании съёмок), чтобы те же "Игры престолов" снимались и там. В итоге начиная со второго сезона в сериале постоянно фигурировал колоритный Дубровник, а к шестому сезону география съёмок в Хорватии уже не уступала ирландской — в местном правительстве уверены, что нет лучше способа превратить это балканское государство в раскрученный европейский курорт.

Будучи отраслью экономики, киноиндустрия требует столь же решительных реформ, как любая другая

В клуб рибейтов уже входит 40 стран, в том числе Чехия, Болгария, Венгрия, Грузия, Латвия. А Украина — нет. Хотя благодаря этой законодательной норме кинематограф мог бы стать ощутимой статьёй и украинского экспорта.

Собственно, это и есть основная мысль большинства наших собеседников. Украинский кинематограф спасут не дотации, а упорный труд и интеграция в мировую экономику. Только на мировом рынке может найти массового зрителя "поэтическое кино" (за счёт эффекта масштабирования). Только благодаря иностранным инвесторам могут появиться украинские фантастические боевики. Только продавая свои шоу и сериалы на внешних рынках, способно выйти из кризиса наше телевидение.

Будучи отраслью экономики, киноиндустрия требует столь же решительных реформ, как любая другая. Иначе галактика отечественного кинематографа превратится в один сплошной хоспис… Но хочется верить в совсем другой сценарий. Пусть драматичный, но непременно с хорошим концом. И наши собеседники в него верят.

Начало фильма

Соучредитель компании FILM.UAGroup Сергей Созановский

История на миллион

Режиссёр Артём Литвиненко

Разговор со зрителем

Генпродюсер Нового канала Сергей Евдокимов

Между адом и раем

Директор Творческого объединения телеканала СТБ Тала Пристаецкая

Звёздные войны в Украине

Писатель Андрей Кокотюха

Сиди и смотри

Восемь самых популярных телесериалов украинского производства, премьера которых состоялась в 2016 году

1. "Любимая учительница"

Средний рейтинг одной серии*: 4,79% зрительской аудитории
Жанр: 8-серийная драма
Канал: "1+1"
Производство: FILM.UA
Режиссёр: Леонид Белозорович
О чём: старшеклассник Игнат влюбляется в новую учительницу Ульяну Сергеевну, но она не воспринимает чувства ученика всерьёз. На выпускном между Игнатом и его другом происходит драка, после которой друг умирает. Суд отправляет Игната в тюрьму. Освободившись через несколько лет, он всё ещё хочет добиться внимания Ульяны Сергеевны.

2. "Нити судьбы"

Средний рейтинг одной серии: 4,64% зрительской аудитории
Жанр: 40-серийная мелодрама
Канал: "Интер"
Производство: FILM.UA и телеканал "Интер"
Режиссёры: Александр Тименко, Мария Ткачёва, Ева Стрельникова
О чём: адаптация корейского телесериала "Туфельки для Золушки". История о двух сёстрах, которые после смерти родителей оказались в разных семьях. Старшая росла в богатстве, а младшая — в бедности. Через много лет сёстры встретятся, но как соперницы, влюблённые в одного мужчину.

3. "Спросите у осени"

Средний рейтинг одной серии: 4,49% зрительской аудитории
Жанр: 60-серийная мелодрама
Канал: "Интер"
Производство:  "07 Продакшн" по заказу телеканала "Интер"
Режиссёры: Олег Масленников и Алина Чеботарёва
О чём: главная героиня мечтает стать певицей и сама пишет песни. Но, послушавшись родителей, бросает своё увлечение и поступает в педагогический вуз. Потом выходит замуж за нелюбимого человека из богатой семьи. Но однажды она знакомится с бывшей примой оперетты, которая изменит её жизнь.

4. "Хозяйка"

Средний рейтинг одной серии: 4,07% зрительской аудитории
Жанр: 24-серийная мелодрама
Канал: "1+1"
Производство: 1+1 Production
Режиссёр: Бата Недич
О чём: адаптация латиноамериканской новеллы La Patrona. Адаптацию сценария написала украинская писательница Люко Дашвар. Действие происходит в маленьком шахтёрском городке Аниканово, которым руководит властная хозяйка местной шахты "Алмазная". Перемены в жизни Аниканово наступают, когда шахту возглавляет столичный предприниматель, сын хозяйки.

5. "Я дарю тебе счастье"

Средний рейтинг одной серии: 4,03% зрительской аудитории
Жанр: 20-серийная мелодрама
Канал: "Украина"
Производство: "ЭйБиСи Филм" (совместное производство Украины, России, Польши)
Режиссёр: Сергей Кокорин
О чём: мать главной героини Маши погибает. Отец не справляется с горем и начинает пить. Соседка верит, что, когда он выйдет из запоя, она сможет устроить свою жизнь. Поэтому начинает часто наведываться в дом Маши и устанавливает там свои порядки. 

6. "Запретная любовь"

Средний рейтинг одной серии: 3,92% зрительской аудитории
Жанр: 12-серийная детективная мелодрама
Канал: "Интер"
Производство: ProTV
Режиссёр: Игорь Забара
О чём: беременную молодую женщину едва не сбивает джип. Её без сознания отвозят в роддом, а когда девушка приходит в себя, то узнает, что её ребёнок умер. Она устраивается няней в богатую семью. Девушка уверена, что ребёнок, за которым она присматривает, — её малыш.

7. "Село на миллион"

Средний рейтинг одной серии: 3,85% зрительской аудитории
Жанр: 12-серийная комедия
Канал: "1+1"
Производство: 1+1 Production
Режиссёр: Бата Недич
О чём: адаптация хорватского формата Kud Puklo Da Puklo. Трое кузенов получают в наследство от своего дедушки миллион евро. Но есть одно условие — они должны переехать из своих городов в село и прожить там год, не покидая его больше чем на сутки. Если ни одни наследник не сможет выполнить условие, то деньги перейдут сельской общине.

8. "Центральная больница"

Средний рейтинг одной серии: 3,84% зрительской аудитории
Жанр: 60-серийная мелодрама
Канал: "1+1"
Производство: 1+1 Production
Режиссёр: Вера Яковенко
О чём: в центральной больнице провинциального города появляется новый хирург Рустам. В клинике он встречает старую знакомую — хирурга Маргариту, с которой его связывает студенческий роман. Адаптация новозеландского сериала Shortland street.

* Данные исследования ТВ-аудитории принадлежат Индустриальному телевизионному комитету, оператор панели — компания Nielsen; мониторинг — Коммуникационный альянс. Данные предоставлены ИТК и рассчитаны для целевых аудиторий: 4+ (вся Украина) для всех выходов серий с 01.01.2016 по 22.12.2016 по показателю rat% (средний процент зрителей серии от общего количества людей, которые принадлежат к целевой группе).

 

3
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.