Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса
<span class="label red">Рецензия</span> Мир глазами водителя-поэта. Почему надо смотреть фильм Джима Джармуша "Патерсон"

Рецензия Мир глазами водителя-поэта. Почему надо смотреть фильм Джима Джармуша "Патерсон"

В прокате новый фильм Каннского любимца Джима Джармуша. В ролях Адам Драйвер, Голшифте Фарахани и другие

200

В обойме режиссёров, чьи новые фильмы обязательно появляются в конкурсной программе Каннского кинофестиваля (а это в мировой кинотусовке знак причисления к небожителям), Джим Джармуш — один из самых незаметных. В смысле не внешности (она у него с его вечной шапкой светлых волос как раз довольно яркая), но своих картин. От Квентина Тарантино зритель, к примеру, всегда ждёт "больше ада", от Ларса фон Триера в последнее время — эпатажного кино на грани порно. Джармуш же бывает очень разным, но почти всегда спокойным. Иногда его на этом пути постигают творческие неудачи, как было со скучной мелодрамой "Сломанные цветы". Но авторитет режиссёра настолько высок, что каннское жюри и в случае с "Цветами", похоже, испугавшись, дабы его не обвинили, что оно чего-то недосмотрело в замечательном фильме, на всякий случай дало картине Гран-при.

Ирония судьбы в том, что "Патерсон", который выше "Сломанных цветов" на голову, в этом году в Каннах ничего не получил. А фильм у Джармуша получился замечательный. Надо только уметь (и это предупреждение будущим зрителям) его смотреть. Дело в том, что фирменный конёк Джармуша-режиссёра — ритм. Зрительский секрет — в том, что этот ритм надо уметь уловить. И если у зрителя это получается (точнее сказать, если зритель на это настроен), он попадает в завораживающий мир. А если не выходит ни у Джармуша, ни у зрителя, получаются вышеупомянутые "Сломанные цветы".

С "Патерсоном" уловить ритм проще потому, что в фильме речь идёт о поэте, а поэзия это прежде всего ритм. Скромный водитель автобуса Патерсон, живущий в городе Патерсон (первая рифма в фильме), штат Нью-Джерси, живёт в своём доме вместе с молодой красивой женой и собакой и пишет стихи. Пишет он их в "потайную тетрадь", никому не показывает, кроме жены, не собирается печатать и даже размножить хотя бы в двух экземплярах на ксероксе — и в итоге, понятное дело, их в конце фильма превращает в лохмотья пёс. Конечно, предупреждать об этом зрителя заранее — против правил. Но на протяжении фильма становится ясно: должно произойти нечто из ряда вон выходящее, например, смерть главного героя или его жены (а они весьма симпатичные), поэтому я решил предупредить зрителя — самого худшего не будет.

Да и вообще событий в фильме немного — как наверняка напишут рецензенты, "в нём показана поэзия обыденной жизни". Патерсон помимо того, что пишет стихи, каждый день водит пассажирский автобус, его жена то печёт пирожные, то учится играть на гитаре, то изображает из себя художницу. Каждый вечер Патерсон ходит пить пиво в бар, в котором тоже не происходит ничего экстремального. Разве что несчастный влюблённый попытается застрелить из пистолета девушку, которая не отвечает ему взаимностью, и Паттерсон даже выбьет у него из рук револьвер — но тот окажется игрушечным.

Чтобы получить максимальное удовольствие от "Патерсона", его надо смотреть так, будто читаешь стихотворение. Как только это понимаешь, всё становится на свои места. Например, главному герою постоянно попадаются близнецы. Казалось бы, в чём тут тайный замысел режиссёра, поскольку в сюжете это никак не обыгрывается? Всё очень просто: близнецы — это рифмующиеся строки. Ведь Паттерсон весь мир (а мы, зрители, смотрим на мир его глазами) воспринимает как стихотворение.

"Ирония судьбы в том, что "Патерсон" в этом году в Каннах ничего не получил. А фильм у Джармуша получился замечательный. Надо только уметь (и это предупреждение будущим зрителям) его смотреть"

То же самое — постоянный изобразительный рефрен фильма: движущиеся стрелки наручных часов Паттерсона сменяются улицами городка, как бы текущими вдоль движущегося автобуса, а улицы — видом водопада, то есть падающей водой в городском парке. Снова визуальный ритм и снова визуальная рифма, причём, чтобы подчеркнуть это, Джармуш ещё и вводит в фильм десятилетнюю девочку, которую Патерсон случайно встречает на улице. Девочка, как и он, пишет стихи и тоже в "потайную тетрадь", никому их не показывая, — опять рифма к "потайной тетради" Патерсона. Единственное стихотворение, которое она читает главному герою, — как раз про "падающую воду", рифму к кадрам с водопадом.

Если вы настроитесь именно на такое восприятие фильма, получите от него настоящее удовольствие. Это, впрочем, не исключает и того, что его можно смотреть как обычную мелодраму. Хотя это и будет скучнее, но о времени, потраченном на просмотр, всё равно не пожалеете.

2
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.