Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса
Кобзарь без врага. Как Тарас Шевченко помогает открыть украинскую мифологию

Кобзарь без врага. Как Тарас Шевченко помогает открыть украинскую мифологию

Режиссёр Андрей Щербак рассказал Фокусу о своей связи с поэмой Тараса Шевченко "Причинна", эмоциях, которые во время просмотра испытает зритель, а также о том, почему стыдно не знать, кто такие хухи

000

КТО ОН


Режиссёр, художник

ПОЧЕМУ ОН


Снял 20-минутный анимационный фильм "Причинна" по мотивам поэмы Тараса Шевченко. В конце 2017 года лента была отобрана для участия в кинофестивалях в Греции и Иордании 

Я — украинский художник. Осознание этого пришло ещё в Луганском училище искусств. Я учился живописи у Светланы Иванниковой, одной из учениц Яблонской и Голембиевской. Среди наших преподавателей были выходцы из разных художественных школ: "киевляне", "петербуржцы", "одесситы". Каждый из них следовал традициям своей школы. Хотя, по большому счёту, все эти "региональные" классификации — рудимент.

Связь с "Причинной" я почувствовал ещё в студенческие годы. Я увлекался творчеством Куинджи и Врубеля, читал папин "Кобзарь". И, конечно, меня привлекала таинственная атмосфера украинской ночи. Когда выбирал тему для дипломной работы, хотел писать русалок на фоне Днепра и спящего казака — по мотивам этой поэмы Шевченко.

Педагоги отговорили меня. Сказали, что тема сложная, могу не справиться. Пришлось ограничиться одним казаком. Я изобразил его спящим под дубом. Когда защищал эту работу, кто-то сказал: "Получилась картина о национальном сознании, которое, как и этот казак, всё ещё спит". Дипломная была написана в 1998-м, мы уже сколько лет были независимы, а люди всё ещё чувствовали опасность. В течение пяти лет моя картина была представлена в холле училища как одна из лучших дипломных работ. Не знаю, где она находится сейчас.

"Причинна" не давала о себе забыть. Шли годы, я переехал учиться во Львов, со временем нашёл работу в Киеве. В какой-то момент, примерно в 2011-м, мысли о том, что не было реализовано, переросли в "инсайты". На работу я добирался пешком, и во время этих длинных прогулок перед глазами начали появляться кадры: то спящий казак на фоне красных маков, то степь, по которой бредут кони — в сбруе, но без всадников. Я тогда много рисовал, загорелся идеей создания анимационного фильма в технике живописи. Но мне не хватало понимания внутренней кухни кино.

Вернуться к сценарию вдохновила атмосфера на площадке "Микити Кожум’яки". Продюсер Дмитрий Белинский привлекал к обсуждению сценария многих. Именно благодаря тому, что Дима позволил каждому участнику и мне, художнику по персонажам, немного поиграть "в сценариста", я увидел, как работают Манук Депоян и Виктор Андриенко. Я много работал над этой темой, понял, в каких правках нуждается мой сценарий.

Раньше говорили: режиссёр поставил картину. Это означало, что автор сам написал сценарий или взял готовый и превратил его в киносценарий, снял по нему фильм и несёт ответственность за то, что создал. Работая над "Причинной", я попробовал себя в роли сценариста, режиссёра и художника. И многозадачность мне не мешала, наоборот, помогала, ускоряя работу. Мультипликацию для 20-минутной анимационной ленты удалось создать всего за год. Как правило, к подобным проектам привлекают большой коллектив. У нас работала небольшая команда.

"Причинна" — загадочное произведение. Его называют очень эклектичным, в нём столько разнопланового материала, что хватит ещё на несколько фильмов"

Пора смотреть на фильмы иначе. Продюсеры, как правило, говорят: "Живопись? Ну что вы, мы не будем вкладывать в это деньги. Люди на это не пойдут". Фактически они делают выбор за зрителя. А я решил доказать, что живопись — это круто. Для "Причинной", к примеру, другая форма визуальной подачи не подходит, она может опошлить историю.

"Причинна" — очень эмоциональный фильм. Я хочу приблизить зрителя к чувствам главных героев. Сам я переживал подобное, когда началась война в Донбассе. До этого на Майдане было столько эмоций! Когда началась война, шум остался только в информационном поле. Что происходило между людьми? По телефону я слышал одно, а вокруг себя, в Киеве, видел другое. Люди стали бояться говорить или думать о происходящем на востоке страны. Куда бы я ни пошёл — эмоциональный вакуум и информация, которую можно трактовать как угодно.

То же происходит и с главной героиней моего фильма. Она — сирота, ей никто не помогает, она осталась наедине со своими догадками. Что происходит с её возлюбленным? Погиб? Был съеден волками? Победитель или побеждённый? Не забавляется ли с другой? У неё много версий, и она не может ничего проверить. Фильм пробуждает глубочайшие переживания из-за отсутствия каких-либо ориентиров.

"Причинна" — загадочное произведение. Его называют очень эклектичным, в нём столько разнопланового материала, что хватит ещё на несколько фильмов. По сюжету, двоё влюблённых похоронены у дороги как самоубийцы. Но если вчитаться, можно понять, что само­убийца в этой истории один — казак. Главная героиня не совершала суицид, она умерла своей смертью, от тоски. Почему? Потому что по-настоящему любила. И к русалкам она пошла не за смертью, а за утешением. Они её "защекотали", то есть успокоили.

Зачем, увидев, что возлюбленная мертва, казак разогнался на коне — и о дуб головой? Мог ведь кому-то отомстить, напиться с горя, вернуться на войну или просто жениться на другой. Но он любит, без любви его жизнь не имеет смысла. Их чувства прошли испытание смертью.

В нашем фильме нет врага. Картина не о войне. Шевченко нигде не говорит, на освободительную войну пошёл казак или завербовался по контракту, с французами он воюет или с россиянами. Хотя, признаться, мне многие советовали спекулировать на этой теме.

Меня спрашивали: "Не беспокоит ли вас, что западный зритель может не понять эту историю?" Я отвечаю: прекрасно! Возможно, это подтолкнёт его провести собственное исследование, открыть для себя Тараса Шевченко и украинскую мифологию.

Украине пора показать: наша мифология (в широком смысле этого слова) имеет право быть. Что сейчас на слуху? Китайская, японская, индийская мифология. Китайцы вложили миллиарды в то, чтобы все говорили об их культуре, смотрели их красивые псевдоисторические фильмы. Зрители восхищаются: изучают язык, восточные единоборства и танцы.

Когда я создавал иллюстрации для книги "Хуха-Моховынка" Королив-Старого, подумал, что мог бы снять детский фильм. Но реакция потенциальных спонсоров для меня более чем предсказуема: "А кто такие хухи?" Мы стали забывать собственную мифологию. Получается, наша проблема гораздо масштабнее, она касается культурной памяти в целом, и её надо решать на национальном уровне. Необходимо вложить огромные суммы и немало творческих усилий, чтобы украинская мифология и украинское киноискусство пришли на мировые экраны.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.