Музей без "нафталина". Как с помощью искусства привлечь в Украину туристов

Фото: пресс-служба музея современного украинского искусства Корсаков
Фото: пресс-служба музея современного украинского искусства Корсаков

Фокус поговорил с основателем музея современного украинского искусства в Луцке Виктором Корсаком о культуре как способе трансформации, создании живого и открытого музея и о том, как с помощью искусства привлечь в Украину туристов

Related video

В Украине нет государственного музея современного искусства, что в принципе недопустимо для любого европейского государства и вдвойне обидно для нашей страны, подарившей миру в ХХ–ХХI веках плеяду выдающихся художников и направлений.

Но свято место пусто не бывает. Первые частные инициативы, призванные как-то закрыть образовавшуюся брешь, возникли в городах, имеющих богатую историю новейшего искусства. Первый в Украине приватный музей современного искусства, открывшийся в 2005 году, называется амбициозно: Музей современного искусства Украины. Одесский проект (работает с 2008 года) декларирует локальную специфику: Музей современного искусства Одессы. Долгое время этим все ограничивалось, но теперь список музеев современного искусства расширился за счет нового проекта. Луцкий бизнесмен и коллекционер Виктор Корсак показал, что для создания такого музея не обязательны ни мощная локальная история искусства, ни наличие титулованных экспертов, ни уникальная концепция. Главным арт-объектом является музей, который презентует своим посетителям новую форму досуга, новые горизонты и новые имена.



Бизнесмен и коллекционер. Виктор Корсак намерен продвигать украинское искусство за рубежом
Fullscreen
Бизнесмен и коллекционер. Виктор Корсак намерен продвигать украинское искусство за рубежом

Как появилась идея создания музея современного украинского искусства? Ориентировались ли вы на примеры иностранных культурных институций?

— Все в мире предопределено случайностью. Несколько лет назад мой товарищ попросил купить картину украинского художника Николая Кумановского. Я заехал к автору, посмотрел работы, они мне понравились, и я купил несколько в рассрочку. Так начался мой путь коллекционера.

Поскольку мой отец был известным украинским писателем (Иван Корсак. — Фокус), то в литературе я ориентировался лучше, чем в визуальном искусстве, — эта область культуры всегда казалась мне недоступной. Начав коллекционировать, я задумался о том, что если у меня есть возможность приобщаться к прекрасному, то у большинства людей ее нет. Поэтому грех держать шедевры искусства в гостиной или в спальне. К тому времени уже накопился какой-то фонд работ, мы создали галерею и начали регулярно проводить в Луцке выставки.

Как бизнесмену мне приходится много путешествовать, я не раз обращал внимание, что в каждой уважающей себя стране обязательно есть музеи современного искусства. Так мы и пришли к решению создать собственный музей.

Как сформировалась его концепция?

— Процесс шел долго. Я советовался и обсуждал концепцию будущего музея с разными людьми, но никто не решался взять на себя полную ответственность за ее создание. Пришлось самому сесть и прочитать все, что издано по музееведению, музейным практикам, а потом и истории украинского искусства. Я самостоятельно сформировал концепцию и затем верифицировал ее со специалистами-музейщиками и искусствоведами. Это Роман Яцив, Богдан Мисюра, Дарина Скрыннык-Мыська и Зоя Навроцкая.

На чем сфокусируется деятельность музея?

— Наша миссия состоит в том, чтобы изменить прошлое, отрефлексировать настоящее и создать будущее. В соответствии с этими задачами выстроена постоянная экспозиция музея.

Как можно изменить прошлое? Речь о том, чтобы возродить незаслуженно забытые имена. Это хорошие художники, и они имеют право на свое место в истории искусства. Если говорить о конкретных явлениях или феноменах, то это, например, украинский нонконформизм, сформировавшийся под влиянием национальных и сакральных корней, тоталитаризма, а также географии. Это уникальное явление мирового масштаба, о котором в мире знают очень мало. Мы надеемся актуализировать этот вопрос.

Второе — рефлексия того, что происходит в настоящем. Это искусство, которое создается сегодня. Занимаясь настоящим, мы хотим также понять что-то о будущем. Как говорится, прогнозируя будущее, создаешь его.

Мы также хотим популяризовать украинское искусство на международном уровне, поэтому планируем, что наша коллекция будет путешествовать по миру. Украинские художники очень сильны, среди них есть авторы мирового значения.

Fullscreen

Масштаб. Общая площадь постоянной экспозиции музея — 2,5 тыс. кв. м

Какую площадку вы выбрали для будущего музея?

— Мы живем в настолько активном информационном потоке, что ни у кого больше нет времени отдельно на работу, отдых, развитие, созерцание прекрасного и т. д. Поэтому мы решили объединить все это в одном месте. Музей расположен в торгово-развлекательном центре: там есть спортивный блок площадью 5 тыс. кв. м, большой выбор развлечений, а теперь и выставочный комплекс.

Постоянная экспозиция занимает 2,5 тыс. кв. м, еще около 300–400 кв. м — это сменная экспозиция, где каждый месяц будут открываться новые выставки. Также есть конференц-зал, студия хеппенинга и музей технического прогресса. То есть в музее будут не только выставки, но и самые разные мероприятия, лекции, воркшопы и т. д. К концу года планируем запустить Академию современного искусства.

Что входит в постоянную экспозицию?

— Это большой диапазон, начиная с 1930-х годов. Например, в нашей коллекции есть работы Леопольда Левицкого, Александра Архипенко. Львовскую школу представляют Александр Аксинин, Николай Кумановский, Любомир Медвидь; киевскую — Александр Малышко, Петр Малышко, Александр Дубовик, Анатолий Криволап, Николай Журавель и т. д. Всего более ста авторов.

Какой была реакция зрителей, пришедших на открытие музея? Насколько, по-вашему, им интересно то, что вы предложили?

— На открытие пришло около двух тысяч человек. Для Луцка это много, несмотря на большую территорию музея. Аудитория была очень разная: это и представители экспертного сообщества, и ценители искусства, и люди, которые просто захотели увидеть что-то новое и интересное.

Мы отдаем себе отчет, что нам как новому музею предстоит иметь дело с проблемой катастрофически низкого уровня подготовки потребителя визуального искусства. Во многих аспектах мы, украинцы, сильны, но искусство остается тем направлением, где для достижения европейского уровня предстоит много работы. Вместе с тем культура и искусство — самый простой и эффективный способ трансформации ценностей.

Fullscreen

Собрание. В основу экспозиции музея легла коллекция семьи Корсаков

Кого вы видите целевой аудиторией музея? Планируете, что это будут местные жители или рассчитываете привлекать зрителей из других городов и стран, развивать туристический интерес к региону?

— Если мы поставили себе цель пропагандировать украинское искусство в мире, то местной аудитории, конечно, для этого недостаточно. Поэтому собираемся двигаться одновременно в двух направлениях. Во-первых, нам бы хотелось, чтобы туристы специально приезжали из других регионов и стран, чтобы посетить наш музей. Во-вторых, намереваемся приблизить украинских художников к миру, чтобы они могли выставляться в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Пекине и т. д. Также мы бы хотели, чтобы наша постоянная экспозиция (или ее часть) путешествовала по миру, готовы выставлять коллекции мировых музеев у себя.

Какие планы у музея современного украинского искусства до конца года?

— Сейчас у нас представлена выставка украинско-польского художника Андрея Ментуха. После нее планируем показать работы Николая Журавля.

Каким вы видите музей через пять лет?

— На организационном уровне это расширение площади еще на 2–3 тыс. кв. м. Хотелось бы, чтобы музей получил признание международного экспертного сообщества, чтобы культурные эксперты, планируя поездку в Украину, включали луцкий Музей украинского современного искусства в свою обязательную программу.

Главные задачи музейщиков нашей страны — сохранить украинское искусство и сделать все возможное для его популяризации. Есть много вещей, которые созданы не так давно, но сегодня их уже не найти: они либо проданы в частные собрания, либо не сохранились. К счастью, нам удалось собрать обширную коллекцию, в которой есть многое из того, что не представлено в других украинских музеях. Формируя экспозицию, мы сконцентрировались на нескольких направлениях — это Западная Украина, Киев, Днепр, Харьков и Одесса. Собрали работы разных периодов истории украинского искусства из этих регионов, а также молодых авторов, в которых видим большой потенциал.

На следующем этапе планируем сотрудничать с другими культурными институциями и коллекционерами, а также с кураторами (хотим даже организовать конкурс кураторских проектов). Хотели бы, чтобы музей был современным и открытым, без ореола ортодоксальности и "нафталина", чтобы он жил и дышал.

Досье

Луцкий музей современного украинского искусства открылся в пространстве торгово-развлекательного комплекса "Адреналин-сити" общей площадью 30 тыс. кв. м. Выставочная площадь — 3,5 тыс. кв. м, в музее есть постоянная и сменная экспозиции. Постоянная состоит из 12 залов, в нее вошли более 800 работ ста с лишним украинских художников ХХ–ХХІ вв. из коллекции семьи Корсаков. Здесь можно увидеть и львовский модернизм 1930-х, и одесский нонконформизм 1970–1990-х, и работы художников Западной Украины 1980–1990-х, и произведения авторов киевской школы 1960–1990-х, и произведения современного искусства из разных регионов страны. Директором музея стала художница Катерина Ганейчук.

По словам Леси и Виктора Корсаков, целью основания музея стало желание коллекционеров познакомить зрителей с украинским искусством, а также привлечь в город туристов со всей Украины и из других стран.