Последний шанс. Сумеет ли основатель Форума издателей перезапустить государственный Институт книги

Фото: Александр Чекменев, УНИАН
Фото: Александр Чекменев, УНИАН

Основатель Форума издателей и новый директор Института книги Александра Коваль рассказала Фокусу о перспективах отрасли, свободе как ответственности и умении всегда идти вперед

Related video

Имя Александры Коваль в украинской книжной сфере нарицательное. В начале 90-х она не побоялась самостоятельно организовать Форум издателей во Львове, за 25 лет ставший авторитетным игроком и точкой притяжения книгоиздателей и читателей.

У Коваль репутация сильного менеджера и человека, которому не занимать бойцовских качеств и бесстрашия. Все это ей пригодится в Украинском институте книги, директором которого она станет в октябре.

Это одна из ключевых (и одновременно самых проблемных) культурных институций, созданных в Украине за последние годы. Основанная в 2016-м, она заработала фактически летом прошлого года, успев за это время сменить двух руководителей, но так и не "взлетела". Коваль принимает этот объект в состоянии цугцванга: быстрее сказать, что в работе Института книги в порядке, чем перечислить его проблемы. Главная коллизия заключается в том, что одни документы и законы, регламентирующие работу этого института, предписывают ей заниматься энным рядом направлений, другие — почти полностью лишают возможности это делать. Невыписанные программы, недоосвоенный в 2017 году бюджет, попытки давления со стороны некоторых издателей и крайне непростые отношения с Министерством культуры — вот неполный перечень вызовов, с которыми предстоит столкнуться новому директору института.

Вероятно, если бы Александра Коваль пришла на эту должность год назад, части проблем избежали бы. Сегодня же ей во многом предстоит не делать, а переделывать. Но у нового директора все еще есть возможность перезапустить работу института. Инерции госсектора, кафкианской бюрократии и сопротивлению системы Александра Коваль способна противопоставить свой многолетний менеджерский опыт, авторитет и беспрецедентную поддержку книжной сферы. Это дает Украинскому институту книги шанс. По всей вероятности, последний.

В этом году — юбилейный, 25-й Львовский форум издателей, сразу по окончании которого вы уходите в Украинский институт книги. Фокусная тема мероприятия — "Рынок свободы". Почему возникло такое прочтение свободы?

"Надо воспитывать в себе смирение и выносливость. От того, что ты закричишь, как все плохо, ничего не изменится"

— Словосочетание "Рынок свободы" поначалу вызывает у многих людей удивление. Даже интеллектуалы, которых мы приглашали участвовать в дискуссиях, отнеслись к нему неоднозначно. Но это и было нашей целью — немножко встряхнуть аудиторию, заставить задуматься о свободе как базовой ценности. Почему мы говорим о ней в коммерческих терминах? Казалось бы, рынок и свобода — несовместимые понятия, но на самом деле они тесно связаны. И свобода, и другие базовые ценности во все времена были и остаются предметом купли-продажи.

Безусловно, мы говорим не о коммерции в чистом виде, нас интересует философский подход. Мы рассматриваем тему стоимости свободы и того, сколько люди готовы за нее заплатить в разных аспектах — в истории, образовании, искусстве.

Лично я фанатка ценностей французской революции Liberté, Égalité, Fraternité (свобода, равенство, братство. — Фокус). Но, возможно, нам пора переосмыслить эту тему. В мире произошли глобальные перемены, сегодня свобода способна принимать крайне неожиданные формы и трактуется очень по-разному: как хаос, как путь к анархии, как пренебрежение любыми социальными нормами. Fakenews, пост-правда и альтернативная реальность привели к тому, что начинают звучать мнения: а не ввести ли цензуру в нашем цивилизованном мире?

Еще один момент, о котором мы думали, выбирая тему форума в этом году, — это то, что в эпоху соцсетей люди все больше уходят от реальной жизни в онлайн, замыкаясь каждый в своем личном информационном "пузыре", куда крайне сложно проникнуть извне. Это вызывает обеспокоенность у интеллектуалов во всем мире. Мы хотели бы спровоцировать дискуссию, которая бы вытащила людей из этого "пузыря" и заставила бы их видеть, слышать и задумываться о жизни вокруг.

Все эти 25 лет украинская книжная сфера менялась на ваших глазах. Как вы оцениваете результаты этих перемен? Ведь, с одной стороны, отрасль за это время совершила квантовый скачок, а с другой — нельзя сказать, что Украина стала читающей страной: по статистике, половина украинцев за 2017 год не прочитала ни одной книги.

— Книжная сфера и впрямь стремительно меняется — и это счастье, ведь развитие всегда лучше стагнации. А насчет приведенной вами статистики, думаю, не прочитавших за год ни одной книги украинцев даже больше, просто не каждый в этом откровенно признается.

Это проблема не только нашей страны: во всем мире падает уровень чтения. Но многие государства с этим успешно борются, притормаживая негативную тенденцию с помощью программ промоции чтения. Украине тоже необходимы такие программы (для детей, молодежи и т. д.). Государство и общество должны предпринимать системные меры, чтобы остановить сползание уровня чтения в пропасть. Но пока у нас для этого не делается ничего, разве что некоторые усилия прилагает ряд общественных организаций, а теперь этим будет заниматься и Украинский институт книги.

С 19 по 23 сентября во Львове проходит юбилейный, XXV Форум издателей

Детей нужно учить читать ради удовольствия, и делать это регулярно. Но, к сожалению, они чаще выбирают планшет, а не книжку. В рамках Форума издателей мы всегда работали над популяризацией чтения, с 2002 года ежегодно проводим в школах и детских библиотеках конкурс "Книгомания", особый акцент делая на детях 12–13 лет, — это именно тот возраст, когда подростки бросают читать.

На ваш взгляд, за счет чего Форуму издателей за эти 25 лет удалось стать важным явлением в книжной сфере? Какие факторы сыграли в этом роль?

— Никогда не знаешь точно, благодаря чему именно все получилось. Но, наверное, если бы я не была такой настойчивой или наивной в своей вере в успех, то ничего бы не вышло. Когда мы начинали, то двигались вслепую, без конкурентов — это сложно, потому что тебе не с кем сравнивать свои результаты. В этом смысле появившемуся позже "Книжному арсеналу" было проще — у них уже имелся некий образец.

Но тогда, как и сейчас, всем хотелось быстрых результатов, и чтобы все происходило само. Помню, когда украинские издатели начали выезжать на Франкфуртскую книжную ярмарку, то спрашивали меня по возвращении: "Когда Форум издателей станет таким же?". Но перемены требуют времени и общих усилий.

Известно ли уже, кто возглавит форум после вашего ухода в УИК? Изменится ли его команда и структура?

— Команда форума меняется год от года — это связано с тем, что работы здесь много, а оплачивается она довольно скромно. Но костяк у нас стабильный. Что же касается имени нового директора форума, то оно пока неизвестно.

В прошлом году вам предлагали участвовать в конкурсе на должность директора Украинского института книги, вы отказались. Почему решили сделать это сейчас? Какие аргументы за перевесили?

— Меня действительно приглашали, даже раньше, еще в июле 2016 года.

Приглашение поступило из Министерства культуры?

— Да. Но тогда мне поставили ультиматум, что я должна немедленно приступить к выполнению обязанностей. Естественно, оставить форум за месяц до его начала я не могла, поэтому отказалась. В этом году, перед июльским конкурсом, меня снова пригласили участвовать, и сначала я вновь ответила отказом, несмотря на предложение приступить к обязанностям уже после форума, в октябре. Но мне начали звонить коллеги по книжной сфере и говорить одно и то же: "Если ты не возьмешься, институт закроют". И я согласилась.

Fullscreen

В работе Института книги масса сложностей: несовершенная нормативно-правовая база, невыписанные программы, непростые отношения с Минкультом и т. д. Что считаете главным риском и как намерены с ним справляться?

— Пожалуй, главная проблема — нормативно-правовая база. У института есть прекрасные планы и инициативы, собрана команда, но из-за ряда юридических коллизий буквально каждый шаг дается с трудом.

Сегодня, заступая на должность директора, я понимаю, что нужно все начинать сначала. Два года назад поднимать проект с нуля было бы легче, а сейчас непонятно, за что хвататься. Надо признать, что сегодня у Украинского института книги плохая репутация институции, которая не оправдала серьезных ожиданий. Чтобы все нормально заработало, прежде всего необходимо будет внести изменения в два главных документа: Статут института и в "Закон об Украинском институте книги". Конечно, звучит чудовищно скучно, но без этого мы не сможем двигаться вперед.

Большим вызовом я вижу также нетерпеливость со стороны профессионального сообщества и широкой аудитории. Людям кажется, что все должно измениться быстро и без их участия. Но так не бывает.

Надо воспитывать в себе смирение и выносливость. От того, что ты закричишь, как все плохо, ничего не изменится. Да, перед нами стоит много вызовов. Знаю ли я, как справиться с каждым из них? Да понятия не имею! Но надо идти вперед, быть упрямым и иметь холодную голову.

В июле Кабмин принял постановление "Об утверждении порядка использования средств Украинского института книги", что открыло путь для внесения изменений в часть из них. Когда можно этого ожидать?

— Пока не знаю. Я должна полностью вступить в должность директора, чтобы понять, каково текущее состояние дел. Но я ожидаю, что это произойдет до марта следующего года.

Кроме тех документов, что я назвала, мы также будем стремиться к отмене печально известного постановления Кабмина №710, запрещающего выделение государственных средств на проведение культурных презентаций Украины за рубежом. Пока оно не будет отменено, никто из представителей украинской власти не сможет уверенно смотреть в глаза иностранным коллегам, которые отстаивают Украину в других странах. Мы должны грамотно презентовать себя в мире — это и есть культурная дипломатия.

"Государство и общество должны предпринимать системные меры, чтобы остановить сползание уровня чтения в пропасть"

Госзакупок по программе "Украинская книга" в этом году не будет, а как обстоят дела с пополнением фондов публичных библиотек? В прошлом году институт так и не сумел использовать 48 млн грн бюджетных средств на это. Каков риск повторения подобного в этом году?

— Риск есть. Если довести сроки подготовки до критической точки, когда на освоение средств не останется времени, то процесс закупки может быть сорван. Как вы верно отметили, так произошло с одной их ключевых программ института — "Украинской книгой".

У меня была возможность понаблюдать за библиотечными закупками в этом году, и, если честно, это напоминает бег по кругу. Документы месяцами ходят по министерствам, прежде чем вернуться в институт на доработку. То есть проблемы есть, но мы постараемся сделать все, чтобы закупки в библиотеки состоялись в срок.

Более года УИК проработал без наблюдательного совета. Среди его функций — согласование финансовых трат на сумму свыше 200 тыс. грн, а также участие в принятии ключевых для института решений. Летом состав набсовета наконец утвердили. Что вы о нем думаете?

— Институту действительно необходим наблюдательный совет. В него вошли Борислав Береза и Николай Княжицкий — оба лоббисты института в Верховной Раде, а лобби в госсекторе нашей институции обязательно нужно! Кто-то должен донести до народных депутатов важность поддержки книжной сферы.

Мы готовы говорить со всеми и обязательно найдем тех, кто разделяет наши ценности и подход. Если же мне как директору в какой-то момент придется столкнуться с давлением, я скажу об этом совершенно открыто. Но давить на меня сложно, да и нечем. Я могу либо согласиться с чьей-то точкой зрения, либо нет.

Присоединится ли кто-то к команде УИК вместе с вами?

— Нет. Сначала я должна прийти и осмотреться. Сегодня там работает много людей, штат укомплектован.

Вы приступите к обязанностям уже в октябре. Какие ключевые шаги институту важно сделать до конца года?

— Первый шаг — должны представить Украину на одном из главных ежегодных событий в книжном мире, Франкфуртской книжной ярмарке, которая состоится осенью. Мне кажется, что подготовка украинского стенда в этом году движется успешно.

Вторая важная задача до конца года — провести закупку книг для украинских библиотек. Это огромный вызов: мы должны будем изучить спрос, отобрать книги, а издатели — успеть их отпечатать и доставить. Сегодня я вижу, что мы уже запаздываем. Мне не нравится авральный подход к работе, станем с этим бороться. Госфинансирование должно быть получено и освоено вовремя.