Точка притяжения. Какие изменения ждут Театр на левом берегу, и о чем мечтают его новые руководители

Фото: Александр Чекменев
Фото: Александр Чекменев

Фокус поговорил с новыми руководителями Театра на левом берегу Днепра Стасом Жирковым и Тамарой Труновой о грядущих обновлениях

Related video

Киевский академический Театр драмы и комедии на левом берегу Днепра — одна из ключевых театральных площадок столицы. У истоков театра стоял режиссер Эдуард Митницкий, бессменно руководивший им 40 лет. После смерти Митницкого, осенью прошлого года, объявили конкурс на замещение должности директора и художественного руководителя театра. 18 января стали известны победители: это худрук театра "Золотые ворота" Стас Жирков и режиссер Тамара Трунова, много лет работавшая с Эдуардом Митницким. Жирков станет директором и художественным руководителем театра, а Трунова займет должность главного режиссера, которой прежде в театре не было.

Стас Жирков и Тамара Трунова — яркие представители нового поколения театральных режиссеров, успевшие заработать и имя, и репутацию. Они декларируют готовность реформировать украинский театр. На счету Жиркова успешная работа в муниципальном театре "Золотые ворота". За плечами Труновой не один десяток успешных спектаклей как в репертуарных театрах, так и на независимых площадках. Так что Театр на левом берегу Днепра наверняка ожидают серьезные перемены. Фокусу новые руководители рассказали о планах, ребрендинге театра, а также об отношениях со зрителем.

"Триматися свого берега"

Почему вы решили принять участие в конкурсе на должность директора и художественного руководителя Театра на левом берегу Днепра? Стас уже руководит "Золотыми воротами", а Тамара работает над рядом спектаклей. Как собираетесь все это совмещать?

Стас Жирков: Ничего в жизни мне не падало с неба, я привык прикладывать усилия и в жизни, и в карьере. Поэтому когда объявили конкурс, решил участвовать. Перед подачей документов советовался с коллективом театра "Золотые ворота" (коллеги, кстати, отговаривали меня от участия в конкурсе). Но наша встреча с Тамарой в период подготовки к конкурсу убедила меня, что это правильное решение.

Тамара Трунова: Для меня это был первый конкурс за всю карьеру. Как и у Стаса, у меня были сомнения, но главная цель, с которой я шла, — публично озвучить свое видение развития театра. Театр на левом берегу — знаковый для меня. Я много лет в нем работала, а его бессменный руководитель Эдуард Маркович Митницкий был моим учителем. Именно он воспитал во мне смелость. Когда я приходила к нему и делилась, что что-то не получается, он говорил: "Смелее!" Меня всегда восхищала его смелость видеть театр по-новому, современным и открытым. Он был очень смелым и азартным человеком, в свои 87 лет был моложе многих молодых.

До конца сезона новые руководители Театра на левом берегу Днепра обещают представить несколько премьер

На чем каждый из вас строил свою кандидатскую программу? И есть ли у вас общее видение развития театра?

С. Ж.: Готовясь к конкурсу, мы встретились с Томой по другому делу. Начали обсуждать идеи относительно конкурса и поняли, что у нас "программы-близнецы": в ключевых вопросах наши взгляды совпадают.

Если говорить о видении, то мы планируем продолжать работу с теми режиссерами, чьи спектакли уже идут в театре (это и Алексей Лисовец, и Тамара Трунова, и Стас Жирков), а также пригласить к сотрудничеству новых режиссеров (это и Максим Голенко, и Евгений Корняг из Беларуси, и Жуль Одри из Франции). Хотим провести скаутинг молодых режиссеров. Но прежде всего нам предстоит сделать подробный анализ всего, что происходит в театре. Необходимо осмыслить, где мы сейчас, чтобы двинуться дальше.

Тамара станет главным режиссером театра, а Стас — его директором и художественным руководителем. Как вы разделите зоны ответственности?

С. Ж.: Проектов задумано уже очень много (под словом "проекты" я подразумеваю не только спектакли, но и обучающие программы, другие активности). Когда мы поймем объем задач, то определимся, кто за какие из них будет отвечать. Но уже сейчас могу сказать, что Тамара будет заниматься не только постановками, она давно готова решать куда более масштабные задачи.

Какие, например?

С. Ж.: Например, скаутинг новых режиссеров: необходимо ездить на театральные фестивали, знакомиться с людьми. Это также различные школы при театре: режиссерская, актерская и т. д. Различные проекты, связанные с детьми и подростками (у Тамары большой опыт в этой области). По нашему представлению театр должен стать местом притяжения разных людей: как это было когда-то, когда театр привлекал и людей из артистических кругов, и интеллигенцию, и более широкую аудиторию. Поэтому мы должны предлагать зрителю максимально разные активности.

Еще один акцент хотим сделать на ребрендинге и продвижении театра. Здесь наши с Тамарой идеи также совпадают: нам хочется, чтобы театр стал более открытым и персонализированным. Чтобы зрители понимали, что к нам можно прийти и увидеть лучших актеров страны. Тех, на кого они ходят смотреть на больших экранах.

Тома уже успела придумать слоган для театра: "Триматися свого берега". Это очень символичная фраза, смысл которой в том, чтобы отстаивать свои ценности и принципы. Мне кажется, театру этот слоган очень подходит.

Хочется сделать очень много. Например, записать классные промовидео с популярными актерами, которые могли бы ассоциироваться у зрителя с Театром на левом берегу Днепра: Олеся Жураковская, Леся Самаева, Ксения Жданова и т. д. Именно это мы имеем в виду, говоря о "персонализации" театра.

23 февраля у нас состоится ближайшая премьера — спектакль "Голохвастoff". Режиссер Анастасия Осмоловская, в главной роли Михаил Кукуюк. Это будет современное прочтение этой вечной истории.

Fullscreen

23 февраля в Театре на левом берегу представят новый спектакль "Голохвастoff"

Ответственность зрителя

Раз уж мы заговорили о привлечении аудитории, то кого вы видите зрителем Театра на левом берегу и о чем хотели бы с ним говорить?

Т. Т.: Мне хочется, чтобы выбор людей, пришедших в зрительный зал, не был чередой случайностей. Чтобы они понимали, на каких артистов и на какой материал идут. Что режиссер — это такой же живой человек, что он рядом, с ним можно пообщаться, обсудить спектакль. Например, один из пунктов моей кандидатской программы — встречи со зрителем.

Совершенно не затронута украинским театром сегодня подростковая аудитория, а ведь это именно те люди, которые завтра будут (или не будут) покупать билеты на спектакль. Я работаю с подростками, и ужасно обидно, когда мне им даже толком порекомендовать к просмотру в театре нечего. Это, конечно, надо исправлять.

Означает ли это, что в ближайшее время репертуар театра изменится?

Т. Т.: Я не очень люблю словосочетание "репертуарная политика", но с другой стороны, планирование репертуара должно быть. Это должна быть лучшая драматургия, пьесы сегодняшнего дня, которые говорят с современным зрителем об актуальных вопросах. А у нас в этом смысле "черная дыра" — мы не фиксируем в театре настоящее время, а берем вместо этого европейскую драматургию и пытаемся как-то перекроить под себя. Нужно создавать свой отклик на сегодняшний день.

С. Ж.: Мы должны не просто делать хорошие спектакли, но и готовить к ним зрителя, чтобы он понимал, на что идет. Дешевый билет не должен быть главной мотивацией для похода в театр, от этого нужно уходить. Например, в той же Германии, когда человек заплатил за билет в театр 80 евро, он обязательно перед спектаклем почитает о нем и о режиссере и никогда не выйдет из зала посреди представления.

Т. Т.: Это про разделение ответственности с аудиторией.

С. Ж.: Конечно! Мы можем расписать подробные тексты о спектакле, но без готовности зрителя в это вникнуть ничего не получится.

У нас нет цели прийти и бездумно перекроить репертуар театра. Зал в Театре на левом берегу насчитывает 400 мест, в такой театр нельзя прийти и "фигачить" только какую-то жесткую современную драматургию. Конечно, в репертуаре должны быть и комедии. Но было бы здорово, если бы это были и Мольер, и Шекспир, и современная интеллектуальная драматургия. Хочется разноплановых историй.

Премьеры и новая сцена

Стас, на своей странице в Facebook вы написали: "Мы верим в то, что современный театр может существовать только в тесной командной работе, лишь когда будет горизонтальная, а не вертикальная система работы". Как вы представляете себе эту горизонтальную систему?

"Нужно создавать в театре свой отклик на сегодняшний день. А у нас в этом смысле "черная дыра" — мы не фиксируем в театре настоящее время, а берем европейскую драматургию и пытаемся перекроить под себя"

Тамара Трунова

С. Ж.: Для меня горизонтальная система — это когда мы приглашаем на работу в театр людей, умеющих делать что-то, чего не умеем мы. Именно так мы и собираемся строить нашу команду. Наша страна находится в ситуации, когда без культуры диалога мы не сможем двигаться дальше. Это касается всех сфер жизни, не только театра.

Если говорить о хозяйственно-бытовой стороне работы театра, каковы первоочередные задачи в этом направлении?

С. Ж.: В театре "Золотые ворота", когда нам вдруг выделили деньги на ремонт, первое, что мы сделали, — отремонтировали гримерки. Потому что актеры иногда проводят в театре целый день и у них должно быть какое-то пространство, которое бы их не раздражало, а в идеале было бы комфортным.

Конечно, было бы здорово сделать современную комнату отдыха. Очень классно, когда артисты приходят в театр, даже когда нет спектаклей или репетиций. Это означает, что в театре комфортно, в нем хочется проводить время. Мне бы хотелось, чтобы артисты могли прийти в театр в любой день — поговорить с коллегами, позаниматься в спортзале и т. д. Чтобы театр функционировал для них как современный офис.

У нас есть и другие идеи, связанные с ремонтом. Например, обновление входной зоны театра. Но чтобы что-то сделать в этом направлении, надо понять положение дел и что с финансами.

Какова на данный момент финансовая ситуация? Какой бюджет театр получил от города на 2019 год?

С. Ж.: К сожалению, я пока не могу ответить на этот вопрос. Но постепенно мы во все вникнем.

Т. Т.: Я сейчас учусь в Киево-Могилянской бизнес-школе. Ее декан Александр Саврук однажды привел интересный пример: если вылечить человека с тяжелой сердечной болезнью в одну итерацию, он просто умрет. Потому что весь его организм уже привык работать в совершенно другом режиме. Надо лечить постепенно. В случае с театром эта постепенность и мягкий ход очень важны. Необходимо понимать, что мы имеем дело с институцией, у которой есть своя история, своя логика развития и свой коллектив.

Каким вы видите Театр на левом берегу в перспективе пяти лет? Чего хотелось бы достичь за это время?

С. Ж.: Мне бы хотелось, чтобы за следующие пять лет театр неоднократно побывал за границей, представляя нашу страну на мировых театральных фестивалях. Чтобы мы создали ряд спектаклей, которые смогли бы стать важным социальным высказыванием. Чтобы в театр приезжали режиссеры из других стран, знакомились с украинским контекстом и культурой нашей страны.

Кроме того, в Театре на левом берегу есть потенциальная возможность построить еще одну сцену. Было бы здорово через несколько лет иметь в театре три сцены, это существенно расширило бы наши возможности.

Какие первоочередные задачи стоят перед вами как перед новыми руководителями?

С. Ж.: Будет отлично, если за следующие шесть месяцев у нас произойдет ряд премьер: это и спектакль "Голохвастoff", о котором я упомянул, и один документальный проект, связанный с историей Театра на левом берегу Днепра, а также новый спектакль Тамары Труновой и, возможно, еще одна премьера на камерной сцене.