Красивая странаРейтинги фокуса
Культурный визионер. Влад Троицкий: "Образ "успешного украинца", поедателя сала и любителя горилки никуда не делся"

Культурный визионер. Влад Троицкий: "Образ "успешного украинца", поедателя сала и любителя горилки никуда не делся"

Фокус поговорил с создателем фестиваля ГОГОЛЬFEST, театра "Дах", проектов "ДахаБраха", Dakh Daughters и Nova Opera Владом Троицким о предстоящем грандиозном фестивале Startup ГОГОЛЬFEST в Мариуполе, о том, как сделать искусство востребованным и как начать "отращивать" украинский культурный миф

Поделиться: 5693

Имя Влада Троицкого стало нарицательным в украинской культурной среде. Отец-основатель фестиваля ГОГОЛЬFEST, экспериментального театра "Дах" и еще ряда музыкально-театральных проектов и неофициальный посол украинского искусства в мире, Троицкий излучает непоколебимую уверенность в том, что украинский культурный продукт способен уже сегодня занять свою нишу в мировом культурном поле, что ему там самое место. И успех "ДахиБрахи" и Dakh Daughters за рубежом — доказательство его правоты.

За десять лет существования ГОГОЛЬFEST сменил ряд локаций, а его команда научилась делать проект без стабильного финансирования и фактически без государственной поддержки. Осенью 2017 года Троицкий заявил, что фестивалей в Киеве больше не будет, и переключился на регионы. Прошлой весной первый проект в обновленном формате прошел в Мариуполе, осенью — в Виннице. В этом году к списку добавятся Днепр, Ужгород, Тернополь и другие города. О втором фестивале Startup ГОГОЛЬFEST в Мариуполе, который пройдет с 25 апреля по 1 мая, а также о 25-летии театра "Дах" Влад Троицкий рассказал в интервью Фокусу.

ГОГОЛЬFEST Inoculation: поход в регионы

В прошлом году ГОГОЛЬFEST сменил формат и переместился в регионы: сначала в Мариуполь, а затем в Винницу. Почему вы решили взяться за проекты культурной децентрализации?

— Действительно, за последние полтора года ГОГОЛЬFEST превратился в проект ГОГОЛЬFEST Inoculation. Идея родилась давно: еще когда фестиваль проходил в Киеве, я думал о сетевом проекте в регионах, чтобы, когда в Украину приезжают интересные зарубежные культурные проекты, можно было сделать тур по стране. Мне это казалось отличным способом вписать Украину на мировую культурную карту.

Как раз в тот момент, когда мы поняли, что больше проводить фестиваль в Киеве не сможем, я получил звонок с предложением провести ГОГОЛЬFEST в Мариуполе. Поначалу отнесся к этой идее скептично: у меня на тот момент было весьма стереотипное представление о Мариуполе как о прифронтовом индустриальном городе. Но мы съездили туда с командой и в итоге решили попробовать. Моя идея заключалась в том, чтобы быть не заезжим варягом, а помочь развиться идеям местного актива. Поэтому мы сделали ставку на мобилизацию местных художников, культурных активистов, администрации и т. д.

Децентрализация. Весной 2018 года в Мариуполе прошел первый фестиваль Startup ГОГОЛЬFEST, уже в конце апреля он состоится во второй раз

То есть одна из целей Startup ГОГОЛЬFEST — развитие локальной культурной среды?

— Да, конечно. Наши региональные фестивали — это история о "культурном осеменении", выращивании кадров и формировании горизонтальной культурной сетки сразу с выходом на европейский рынок.

Какой была реакция локального зрителя на первый фестиваль в Мариуполе год назад? Очевидно, что местная публика отличается от той, что приходила на киевский ГОГОЛЬFEST.

— Работать с региональной публикой всегда очень интересно. В Киеве у нас есть иллюзия пресыщенности культурными событиями: кажется, что всего происходит так много, но если задаться вопросом, куда ты мог бы привести своего иностранного друга, то сразу задумываешься.

Планируя первый фестиваль в Мариуполе, мы до конца не понимали, будет ли интерес со стороны аудитории. Кто придет? Но произошло чудо: пришли пассионарные местные жители, а городские власти увидели, насколько это дает людям чувство собственного достоинства и ощущение причастности к Украине и к миру.

Сразу после первого фестиваля мы начали думать о том, чтобы сделать его ежегодным. Но мы хотели создать не просто событийный проект, а некое культурное "пространство будущего", которое стало бы физическим воплощением модерновой Украины.

Поэтому вы взялись за пере­оборудование мариупольского ДК "Молодежный" в культурное пространство. В чем цель этого проекта?

— В свое время это был отель "Континенталь", место купеческого собрания. При СССР его превратили в ДК "Молодежный". Там до сих пор чувствуется советский дух, но мы его быстро выветрим. Уже начата работа по преобразованию этого места в междисциплинарный центр современного искусства "Отель Континенталь". Там будут и образовательные программы, и резиденции для художников, музыкантов, режиссеров и т. д. Уверен, что это будет мощная точка как на украинской, так и на мировой культурной карте.

Вы ведете переговоры о проведении подобных фестивалей в других городах. Какие регионы еще в планах?

— Помимо Мариуполя, в этом году будет Винница — там фантастическая команда, и есть поддержка от города — надеюсь, фестиваль там тоже станет ежегодным. Еще до конца года будут Днепр, Тернополь и Ужгород. Также ведем переговоры с Кривым Рогом и Запорожьем.

  • Читайте также: Особенности перевода. Как продвигают украинскую литературу в мире, и кто самый популярный писатель
    • ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ РЕКЛАМЫ

      Балет строительных кранов

      В конце апреля  Startup ГОГОЛЬFEST во второй раз состоится в Мариуполе. Одним из хитов программы обещает стать опера NERO, которую покажут в цехах местного судоремонтного завода. Анонс интригует: там и балет портовых кранов, и танец погрузчиков, и еще много чего. О чем эта история?

      — Когда я впервые приехал на мариупольский судоремонтный завод, то был очень впечатлен. Городскому человеку, живущему среди высоток, сложно себе представить, что такое действующий завод. Там есть абсолютно уникальный сухой док, один из крупнейших в Восточной Европе.

      Увидев, как все это выглядит, мы с командой проекта Nova Opera решили сделать перформанс-оперу NERO, что по-гречески значит "вода". Греческими буквами это слово пишется так, что выходит двойное прочтение: можно прочесть как Nero или Vero, почти что "Вера". Мы покажем эту оперу вечером накануне Пасхи, когда идеи очищения, надежды и веры как никогда актуальны.

      Музыка будет комбинированная: от молодежной, немного хулиганской (в постановке занят еще один наш проект "ЦеШО") до авангардно-академической. В первом отделении будут участвовать крановщицы завода — мы покажем балет кранов. Во втором — зрители переместятся в сухой док завода, где их ждут еще некоторые сюризы.

      Театр как общее пространство смыслов

      В этом году театру "Дах", однажды удачно сопоставленный вами с деревом, на котором вырастают все новые проекты, исполняется 25 лет. Как он трансформировался за это время и в какой точке своего развития находится?

      — 25 лет — это для любого театра много, но мы постоянно обновляемся. Сейчас у нас молодая команда, около двадцати пяти молодых актеров, с которыми за прошлый год мы выпустили три премьеры, драматические музыкальные спектакли "Парадоксы преступления", "Анна  Каренина" и "Сон Алисы". До конца сезона покажем еще два новых спектакля.

      Помимо постановок, есть целый ряд направлений работы: зарубежные гастроли, резиденции, детская актерская школа, где занимаются дети от 3 до 17 лет. Активно работают и другие наши проекты: "ДахаБраха", Dakh Daughters, "ЦеШО", Nova Opera. Мы пишем музыку, много гастролируем. Так, в сентябре "ДахаБраха" будет участвовать в шоу открытия после капремонта парижского театра Шатле. Но после любых разъездов хочется возвращаться домой.

      Культурные дипломаты. Проекты Влада Троицкого "ДахаБраха" и Dakh Daughters успешно гастролируют по всему миру, представляя лицо современной украинской культуры за рубежом

      В декабре в киевском Дворце спорта состоится шоу, посвященное 25-летию "Даха". Что вы готовите для зрителей?

      — Уже известна дата — 6 декабря. Пока шоу анонсировано как концерт "ДахиБрахи", но, конечно, там будут все наши проекты. "ДахеБрахе" в этом году 15 лет, Dakh Daughters — семь, Nova Opera — пять, "ЦеШО" — три года.

      Обычно юбилеи — это как-то печально, но сейчас у меня, напротив, есть чувство, что дерево "Даха" все больше наполняется соками новых проектов. Нам есть что отпраздновать, так что мы готовим действительно большую концертную программу.

      Куда, на ваш взгляд, движется современный театр на уровне форм, смыслов, задач? Один из ощутимых трендов — это мультижанровость, синтез дисциплин, медиумов. Какие еще тенденции вы бы обозначили?

      — Есть качественный развлекательный театр, entertainment (сюда можно отнести и бродвейские постановки, и Cirque du Soleil). Есть социальный театр, реагирующий на острые злободневные темы (сюда относится документальный театр, инверсивный и т. д.). А есть то, что вне времени. Я говорю не о классическом театре, застывшем во времени. Нет, это живой театр, который через серьезные классические тексты или современную драматургию говорит о важных вопросах, стоящих перед человеком, обществом или миром. Лично меня такой театр интересует больше. Там я вижу героя, отважившегося заглянуть в себя и задать себе вопросы, о которых мы обычно избегаем задумываться. И если герою удается размышлять сердцем на сцене, если публика соприкасается с этим, то происходит акт сотворчества и создается некое общее пространство смыслов — это для меня самое дорогое. Воспоминания о каждом таком моменте я берегу.

      К сожалению, такого театра во всем мире очень мало. В кино с этим соприкоснуться легче, но там есть дистанция со зрителем. Театр же — единственный вид искусства, где ты видишь живого человека, проживающего что-то здесь и сейчас. Я верю, что такой театр всегда будет актуальным и нужным, пусть и не массовым. Именно этим я и стараюсь заниматься.

    • Читайте также: Турбулентная реальность. Бернар-Анри Леви: "Весь мир, а не только Европа, находится в большой опасности"
      • ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ РЕКЛАМЫ

        "Отрастить" культурный миф

        В последние годы много говорят о развитии культуры на государственном уровне. Создан ряд профильных институтов, есть успехи с культурной децентрализацией и с отдельными кейсами презентации украинской культуры в мире. Но все это не выглядит как системная политика. Как Украине перейти от отдельных проектов к системности? Как начать "отращивать" украинский культурный миф?

        — Во-первых, нужно понять, что этот миф необходим. Большинству же людей из политики или бизнеса кажется, что важно поднять экономику, "а культурка подтянется". Это опасная иллюзия, потому что без внятной системной политики культурное поле заполняется всяким "трешем".

        Основной тренд официальной культурной политики — это по-прежнему Университет культуры и искусств Поплавского. Образ "успешного украинца", поедателя сала и любителя горилки никуда не делся. Чтобы создавать какой-то другой миф, необходимо иное сознание людей, которые, грубо говоря, заказывают музыку.

        Культура всегда расцветала при образованных правителях. У нас же 95% культуры, связанной с государством, — это консервирование прошлого, подсовывание аудитории трижды прожеванной позавчерашней котлеты. Культура была и остается на периферии внимания, ее не развивают, а лишь воспроизводят старые мифы. Понимание культуры у нас на уровне развлекательного или сервильного: поют там что-то, пляшут, ну и ладно.

        Возможно ли создать новый культурный миф без переосмысления роли и функций культуры в условиях ее потребительского восприятия теми, кто "заказывает музыку"?

        — Я не знаю, что должно произойти, чтобы те, от кого это зависит, начали хотя бы размышлять в эту сторону. Просто не представляю. Сколько я ни говорил с украинскими политиками, для них это очень периферийная история. Как максимум она интересна им на уровне подмены понятий в ключе "Армія. Мова. Віра" (на мой взгляд, использование политиками таких паттернов, как язык и религия, — безумие, ведь это разделяет страну).

        Как выйти на уровень системной культурной политики? У меня когда-то родилась концепция Украины как "культурной матки", которая принимает в себя импульсы со всего мира, присваивает себе и рождает своих прекрасных детей. Эта плодовитость нашей страны и могла бы стать национальной культурной стратегией. Этот же подход мы используем в рамках проекта ГОГОЛЬFEST Inoculation.

        Необычная локация. Во время второго фестиваля Startup ГОГОЛЬFEST в Мариуполе в конце апреля покажут оперу NERO в сухом доке судоремонтного завода

        В своих интервью вы часто говорите о так называемой точке сборки — месте, где бы продуцировались современные культурные продукты, а заодно и культурный образ Украины. Видите ли вы сегодня нечто подобное в Украине?

        — Я тут не придумал ничего нового — ту же стратегию использовали многие страны, например Польша, Венгрия или Франция. В той же Франции есть система финансируемых государством национальных сцен. Это большие здания с хорошим оборудованием, но без своей труппы. Их администрация приглашает тот или иной коллектив сделать проект для местной аудитории. В Украине пока, к сожалению, подобного места нет.

        Возможно, вы могли бы создать его?

        — У меня была такая мысль. В разное время я говорил об этом с разными министрами культуры (и с Вячеславом Кириленко, и с Евгением Нищуком). Мы обсуждали возможность создания подобного культурного центра на базе киностудии им. Довженко. Я уверен, что это место реально превратить в мощнейший культурный центр. Но киностудия сегодня — кладбище в менеджерском смысле этого слова, и его руководители никого не хотят подпускать к реформированию.

        Сегодня для меня очевидно, что для появления такого места в Украине необходима политическая воля. Чиновникам и политикам нужно понять простую вещь: чтобы войти в историю, недостаточно построить в Киеве парк или мостик между двумя горками. Ненормально, что в столице европейского государства за 27 лет независимости не построено ни одного центра современного искусства или концертной площадки мирового уровня. Такое место просто необходимо, чтобы формировать сознание нации. Иначе образом современной Украины так и останется торговый центр Ocean Plaza.

        Загрузка...
        Подписка на фокус
        Погода

        ФОКУС, 2008 – 2019.
        Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов сайта необходимо указать гиперссылку на новость или статью, размещенную на этом ресурсе. Гиперссылка должна находиться внутри текста, не ниже третьего абзаца.

        Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

        Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

        Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

        Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке", "Ситуация" публикуются на коммерческой основе.