Бегство в реальность. Кинотренды-2010

Будущее кино – за 3D-технологиями, недорогими картинами, использующими необычные идеи, и серьезными мультфильмами

Related video

Основными трендами в мировом мейнстримовом кино последнего десятилетия были кассовые экранизации комиксов ("Спайдермена", "Бэтмена", "Людей Икс"), римейки азиатских кошмаров ("Звонок", "Проклятие", "Темная вода"), а также всевозможные сиквелы и приквелы к удачным картинам. В 2009 году им на смену пришли повальная 3D-зация кино и мультипликации, недорогие фильмы с малоизвестными актерами, но оригинальными сюжетами и "повзрослевшие" анимационные картины.

Безусловно, главным трендовым событием года в кино стал революционный проект Джеймса Кэмерона "Аватар", который к моменту выхода оброс массой слухов и домыслов вроде заоблачной стоимости в $500 млн. (на самом деле ориентировочный бюджет составляет от $230 до $300 млн.). Картина, на 80% состоящая из 3D-графики, произвела в киномире настоящий фурор, а кассовые сборы уже покрыли все расходы на производство фильма ($615 млн. за 10 дней мирового проката). Подтверждают тенденцию 3D-зации кино и кассовые итоги года: пять из четырех прокатных лидеров 2009-го сняты с элементами 3D-анимации ("Гарри Поттер и принц-полукровка", "Ледниковый период-3", "Трансформеры-2", "Вперед и вверх").

Одним из свежих веяний прошедшего года стал кассовый успех и популярность малобюджетных по голливудским меркам фильмов с нетривиальными идеями и сюжетными линиями. Например, дебютная картина молодого режиссера Нила Бломкампа "Девятый округ" о сложных отношениях колонии ино­планетян, обосновавшейся на Земле, и людей при бюджете в $30 млн. собрала более $200 млн. При этом в фильме Бломкампа нет ни одной голливудской кинозвезды. Еще более успешной стала лента "Паранормальная активность", снятая на любительскую камеру за $15 тыс., – ужастик про полтергейст, вызвавший ажиотаж среди зрителей и кинокритиков, заработал более $150 млн. В свете этих событий Paramount приняла необычное решение: начиная со следующего года студия ежегодно будет выделять миллион долларов на создание картин с очень скромным бюджетом. Максимальная стоимость одного фильма не будет превышать $100 тыс.

Еще одна тенденция – "взросление" анимационных картин. Сюжеты мультфильмов становятся все более серьезными, замысловатыми и все менее детскими. Например, более чем успешный в прокате мультик "Вперед и вверх" студии Pixar напоминает скорее сентиментальную философскую зарисовку, чем веселую анимацию для детей, – впервые героем такой картины стал одинокий пожилой джентльмен, а не говорящая зверушка или молодой комичный персонаж.

Ирина Навольнева, Фокус