Красивая странаРейтинги фокуса

Набрать обороты. Как в Украине делают бизнес без кредитов

Набрать обороты. Как в Украине делают бизнес без кредитов
Украинский бизнес научился жить без кредитов. Придуманные им в кризис способы привлечения денег будут работать и в стабильные времена
Поделиться: 00

Практически каждое четвёртое яйцо, проданное в Украине, поставляет ивано-франковский холдинг «Авангард». Но до недавнего времени этот гигант отечественного агробизнеса был одним из самых недоступных для прессы: собрать информацию о нём и его владельце Олеге Бахматюке (№47 в рейтинге Фокуса «200 самых богатых украинцев») ещё месяц назад было практически невозможно. Сегодня «Авангард» стал необычайно публичным. Причина тому – первичное размещение акций компании (IPO) на Лондонской бирже, где главное условие – абсолютная прозрачность эмитента. Но игра стоит свеч: продав 22,3% акций, холдинг выручил $216 млн. «Деньги пойдут на развитие компании», – сообщил Фокусу Олег Бахматюк. Для его предприятия возможность выхода на зарубежную биржу стала источником недорогих денежных ресурсов. В целом IPO обошлось яичному холдингу в сумму, составляющую менее 5% от привлечённых средств. «Авангард» стал первым украинским предприятием, вышедшим на зарубежную биржу за последние полтора года.

Такие «дешёвые» деньги внутри страны найти невозможно, ведь банки кредитуют предприятия в среднем под 17% годовых. Столь дорогие средства коммерсанты, привыкшие до кризиса одалживать под 10–12%, брать не спешат. Из-за этого кредитный портфель юридических лиц продолжает уменьшаться: только за январь-март нынешнего года он «похудел» на 1,57 млрд. грн. «Без кредитов можно жить, но невозможно развиваться», – говорит Николай Толмачёв, генеральный директор строительной компании ТММ, которая, как и многие другие девелоперы, столкнулась с жёстким кредитным голодом. В этих условиях ему пришлось вспомнить бартер и обменивать на бирже квартиры на кирпич, металл и насосы. Общая сумма подобных сделок достигла в 2009 году 20 млн. грн, что равняется 10% объёма продаж компании. Теперь же и ТММ засобиралась за рубеж: Николай Толмачёв объявил о планах размещения акций на Лондонской бирже уже в этом году.

Хитовые бумаги


Все в томате. Сергей Толокнов, финансист из «Чумака» рассказал, что его компания увеличила продажи за рубеж, чтобы иметь живую валюту

Сегодня выход на зарубежные биржи является самым популярным способом жизни без кредита. «Причиной тому стал возврат доверия к Украине как к стране и рост стоимости акций на мировых фондовых площадках», – поясняет Александр Спасиченко, глава инвестиционного отдела КУА «Бонум Групп».

«За последние два с половиной месяца к нам поступило более 50 заявок от украинских компаний на выпуск ценных бумаг, – подтверждает тенденцию Виталий Струков, директор департамента инвестиционно-банковских услуг компании «Конкорд-Капитал». – А объём первичных размещений в 2010 году должен превысить 1,5 миллиарда долларов».

Первичные размещения, то есть IPО, особенно востребованы сейчас в аграрном секторе, который меньше других отраслей украинской экономики пострадал от кризиса. Среди тех, кто рассекретил планы выхода на биржу, такие сельхозгиганты, как агрохолдинги «Мрия», «Агротон», «Дакор». Кроме того, по информации Astrum Invesment Management собираются продать часть акций за рубеж «Галнафтогаз», девелопер UDC  Holding, а также ДТЭК, Метинвест и корпорация «Богдан».

Такое количество впечатляет, учитывая, что до недавнего времени первичное публичное размещение сумели провести только четыре украинские компании: «Мироновский хлебопродукт» (ТМ «Наша ряба»), Ferrexpo, «Кернел», «Астарта» и теперь уже «Авангард». Есть и другие компании на иностранных биржах, но «продавались» они в ходе частных размещений, которые предполагают выкуп акций лишь фондами, а не любыми инвесторами, как при публичном. «Главное отличие способов в количестве денег, публичное приносит больше», – утверждает Пётр Спатарь, вице-президент направления инвестиционно-банковских услуг компании «Феникс Капитал».

Ещё немножко денег

Владельцам более мелких компаний, которые не могут выйти на биржу из-за небольших размеров, приходится искать другие способы борьбы за выживание. «Не секрет, что многие украинские ритейлеры фактически кредитовались за счёт своих поставщиков, не расплачиваясь за товар», – утверждает Владимир Иванчин, замглавы Ассоциации производителей и поставщиков. Сам Владимир, владелец дистрибьюторской фирмы, поставляющей чай и кофе, вообще приостановил работу с крупными сетями из-за задержек с выплатами. А для компании «Снек-Экспорт», выпускающей закуски к пиву «Пивасики» и «Козацька розвага», 2008–2009 годы прошли под знаком борьбы с магазинами-должниками. «Но несмотря на это, задолженность сетей увеличилась на 20%, – разводит руками генеральный директор компании Андрей Бутков, – хотя если бы не боролись, было бы больше».

Миллионные задолженности супермаркетов привели к тому, что многие поставщики обанкротились. Правда, среди разорившихся лишь мелкие фирмы, крупные же компании сумели выстоять за счёт собственных ресурсов и расторопности. Например, «Чумак» поставляющий кетчупы и соусы практически во все супермаркеты Украины, кредитный голод смог пережить с помощью увеличения продаж за рубеж. «Эта политика привела к тому, что в ноябре 2009 года мы вышли на полное обеспечение собственными валютными средствами – рассказал финансовый контролёр компании «Чумак» Сергей Толокнов.

Даёшь скидку


Кредиты будут. Елена Малицкая из компании Astrum прогнозирует, что кредитование бизнеса начнётся уже осенью

Среди других распространённых способов обойтись без банковских денег стала продажа продукции по ценам ниже себестоимости, чтобы получить хоть какие-то оборотные средства. Как рассказал корреспонденту Фокуса на условиях анонимности столичный предприниматель Кирилл, поставляющий стеклянные витрины в магазины, многие его коллеги смогли заполучить заказы на оформление точек в новом киевском торговом центре Dream Town, лишь сделав огромные скидки. А вот Часовояворовский огнеупорный комбинат, производящий продукцию для металлургии, до сих пор страдает из-за того, что в кризис поставлял свои изделия с большими скидками. «Наши покупатели-металлурги привыкли к этому и до сих пор требуют дисконта», – жалуется, председатель правления предприятия Валентин Лукьянов.

Вынуждены были «скидывать» и строители. По информации Николая Толмачёва, некоторые его коллеги, чтобы не замораживать стройки и не возвращать полученные деньги за квадратные метры, продавали квартиры не по тем ценам, за которые строили, а по тем, за какие брали. Безусловно,  такой метод выживания оправдан только в кризис. А вот другие, такие как выход на биржу,  увеличение экспорта, укрупнение компаний или выпуск облигаций – смогут заменить кредиты и в благополучные времена.

Как уверяет зампред банка «КонтрактЪ» Павел Крапивин, банки, наученные многомиллионными невозвратами, станут выдвигать потенциальным заёмщикам жёсткие условия, и далеко не все желающие смогут получить деньги. Да и бизнес будет более осторожен в займах. Между тем, как уверяет директор инвестиционно-банковского департамента Astrum Invesment Managemеnt Елена Малицкая, кредитных вливаний осталось ждать недолго. «В достаточно большом объёме и со ставками ниже нынешних кредитование корпоративного сектора вернётся уже в октябре – ноябре этого года», – говорит она.

Екатерина Шаповал, Фокус

Загрузка...
Подписка на фокус
Погода

ФОКУС, 2008 – 2019.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов сайта необходимо указать гиперссылку на новость или статью, размещенную на этом ресурсе. Гиперссылка должна находиться внутри текста, не ниже третьего абзаца.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке", "Ситуация" публикуются на коммерческой основе.