Красивая странаРейтинги фокуса

Хлебный бизнес. Интервью с Юрием Трындюком

Хлебный бизнес. Интервью с Юрием Трындюком
Основатель компании «Хлебные инвестиции» Юрий Трындюк рассказал Фокусу об админресурсе на хлебном рынке, вкусовых предпочтениях в регионах и о том, почему не хочет строить агрохолдинг
Поделиться: 10

Юрий Трындюк, №176 рейтинга Фокуса «200 самых богатых людей Украины», заработал своё состояние ($20,7 млн., по оценкам Фокуса) на хлебе. В его холдинг «Хлебные инвестиции» входит шесть заводов в Луцке, Ивано-Франковске, Черновцах, Севастополе, Бердичеве и строящийся в Новых Петровцах под Киевом. Кроме того, Трындюк ведёт активную общественную и политическую деятельность. Он – один из вице-президентов Всеукраинской ассоциации пекарей и активный депутат от БЮТ. Однако и с новой властью ему удаётся находить общий язык. По крайней мере, на притеснения он не жалуется:

– Смену власти ощущают прежде всего те, чей бизнес тесно связан с госструктурами, или же те, кто имел преференции на таможне. У меня была возможность приобрести муку дешевле или взять зерно с полугодовой отсрочкой платежа, но я этого не делал, потому как считаю, что бизнес должен развиваться в чистых рыночных условиях.Если привыкаешь иметь дивиденды от власти, то при её смене очень много теряешь. Если привыкаешь иметь дивиденды от власти, то при её смене очень много теряешь. 

– Хотите сказать, что даже не воспользовались админресурсом, когда заходили на киевский рынок? Многие ваши коллеги говорили, что монополию «Киевхлеба» практически невозможно пошатнуть.

– Сейчас нет особых проблем с вхождением на рынок, можно действовать исключительно рыночными инструментами, договариваться с сетями. Раньше это было сложнее. Из горадминистрации давались указания предприятиям торговли покупать хлеб только у «Киевхлеба». Собственники сетей не хотели портить отношения с властью. Но преодолеть монополию «Киевхлеба» сложно по другой причине – таких объёмов производства нет ни у кого. Пока и нашей продукции на столичном рынке немного – мы возим сюда хлеб с Бердичевского комбината, но это далеко. Когда достроим хлебозавод в Новых Петровцах, рассчитываем увеличить долю до 25%. Кстати, есть региональные особенности потребления хлеба, которые часто создают проблемы желающим выйти на тот или иной рынок. Например, в Черновцах очень востребован белый кирпичик, который в Киеве практически не продаётся, а вот подовые сорта хлеба (круглые и овальные буханки. – Фокус.) никто не покупает. В Луцке с точностью до наоборот. Попробуйте завезти хлеб из другого региона – его не будут покупать.

До кризиса Юрий Трындюк рассчитывал выйти и на донбасский рынок. Чтобы покорить вотчину регионала Александра Лещинского, владеющего «Донбассхлебом», он даже собирался продать 10–15% акций холдинга и построить новый завод. Но кризис внёс свои коррективы – пока бизнесмен отложил и продажу акций, и выход на донецкий рынок:

– Предложений о продаже какого-то местного завода мы не получали. Но мы бы и не рассматривали эту покупку. У нас есть свои стандарты производства, а донецкие заводы в большинстве своём устарели. А на строительство с нуля денег сейчас нет. Мы зарабатываем достаточно для инвестирования в уже работающие активы, чтобы наращивать производство на своих предприятиях, но глобальные проекты требуют или дешёвых кредитов, или привлечения портфельного инвестора. А об IPO мы пока не думаем, потому что из-за кризиса стоимость наших активов, как и других предприятий в Украине, упала. Деньги можно привлечь, но в объёме, не адекватном стоимости. Возможно, мы проведём размещение позже. Что касается кредитов, то на данный момент они очень дороги, и их можно брать только на краткосрочные проекты.

– Но вы заявляли, что вам регулярно предлагают кредиты. Речь идёт о продлении кредитных линий?

– И не только. Ко мне недавно приезжали представители крупного банка и рассказывали, что сейчас у них очень большая ликвидность. Но при этом мало заёмщиков, которым можно доверять. Только те заёмщики, которые в кризис аккуратно платили, сейчас на коне и имеют возможность привлекать ресурсы. Есть предложения и от банков, с которыми мы не работали раньше: они видят, что мы стабильно развиваемся. Кстати, условия отличаются в нашу пользу – даже на новые проекты кредиты для нас дешевле на 1–1,5%, чем в среднем по рынку. При работе с банком я лично встречаюсь с его руководством.

Привлекательность заёмщика объясняется просто: за год объёмы продаж продукции холдинга выросли на 15%, а чистая прибыль составила 80 млн. гривен. Компания, торгующая самым популярным продуктом питания, практически не почувствовала на себе влияния кризиса. Соответственно, обошлось без антикризисных увольнений и сокращения издержек.

– Как вам это удалось? Практически все бизнесмены из разных отраслей жаловались на сложные 2008–2009 годы.

– Хлеб – это продукт, который покупали и покупают в любой кризис. Даже если его цена растёт.

– Тем не менее многие ваши коллеги жалуются на убытки. Кто лукавит?

– Те, кто жалуется, до кризиса просто выжимали из предприятий все соки. Понятно, что, работая на старом оборудовании, выпекая некачественный хлеб, без убытков не обойтись. Мы вложили много денег в переоборудование, в энергосберегающие технологии. В среднем рентабельность наших предприятий составляет 20–25%. Разница возникает из-за стоимости сырья в регионах: например, на юге из-за близости портов и возможности отправить зерно на экспорт цены на муку выше. А на западе – наоборот.В себестоимости хлеба сырьё занимает 50%, энергоносители – 7–8%, расходы на заработную плату – 18–20%. Остальное – общезаводские расходы, расходы на сбыт. В себестоимости хлеба сырьё занимает 50%, энергоносители – 7–8%, расходы на заработную плату – 18–20%. Остальное – общезаводские расходы, расходы на сбыт. 

– На чём сейчас зарабатывает холдинг? Какие направления стали в кризис более прибыльными, а какие убыточными?

– У нас в принципе продаётся всё. Продажи кондитерских, булочных изделий, составляющих 10–15% в общем портфеле, тоже не упали. Даже относительно дорогие слоёные изделия продаются. Выросли где-то на 30% продажи макарон (ТМ «Макарелла» занимает около 10% рынка. – Фокус). Когда поднялась цена доллара, макаронные изделия стали меньше импортировать, и поэтому стали больше покупать отечественную продукцию.

– Сейчас инвестиции в агрорынок входят в моду. Вы не думали купить землю и создать вертикально интегрированный холдинг?

– Я считаю, что выращивание зерновых культур, мукомольное производство и выпечка хлеба – это разный бизнес, каждый со своей спецификой. Вкладывать деньги в то, что нам не принадлежит на правах частной собственности (имеется в виду земля. – Фокус), мы не будем. В хлебе изменение цены входящего сырья можно тут же отрегулировать ценой продукта. А по зерну из-за отсутствия спотовых бирж и понятной политики государства в области закупок невозможно определить цену будущего урожая, и соответственно, строить бизнес-планы. Что касается мукомольного производства, у нас оно на 40% контролируется государством. И порой цена на эту муку устанавливается не рыночно, в связи с чем бизнес мукомолов страдает.

Хобби Юрия Трындюка – путешествия с женой Натальей и детьми Дариной и Даниилом. Недавно Трындюки вернулись из автомобильного турне по странам Бенилюкса. Но несмотря на любовь к Европе, модель семьи бизнесмена абсолютно славянская:

– Конечно, баловать детей нельзя, но, тем не менее, они должны оставаться детьми и чувствовать поддержку. Например, не понимаю родителей, которые отправляют детей школьного возраста учиться за рубеж. Такое чувство, что они их просто не любят. Мои сын с дочерью учатся в киевском лицее №100. Вот высшее образование – другое дело. Будут они учиться здесь или за границей, я не знаю. Вообще хочу, чтобы они жили в Украине.

Почти Карамазов

Пять фактов о Трындюке

1. Акции первого своего завода купил за $30 тыс.
2. Познакомился с женой, когда работал вожатым в лагере «Молодая гвардия».
3. Защитил диплом по эпохе гетмана Скоропадского.
4. Собирает виниловые диски и гордится первой пластинкой Элвиса Пресли.
5. Считает, что в нём есть что-то от всех братьев Карамазовых.

Наталия Гузенко, Фокус

Загрузка...
Подписка на фокус
Погода

ФОКУС, 2008 – 2019.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов сайта необходимо указать гиперссылку на новость или статью, размещенную на этом ресурсе. Гиперссылка должна находиться внутри текста, не ниже третьего абзаца.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке", "Ситуация" публикуются на коммерческой основе.