Модный навар. Как работает украинский фэшн-бизнес

Украинские дизайнеры одежды стремятся нести свое искусство в массы, конкурируя с мировыми марками

Related video

"Потенциального покупателя в Украине дизайнер должен удивить прежде всего качеством и адекватной ценой. Если в одном бутике висит платье от Готье, а рядом твое за те же деньги, выбор посетителя магазина падет на Готье, – рассказывает один из самых успешных дизайнеров страны Андре Тан. – И не важно, что у Готье отшито 100 тыс. единиц этой модели, а твоих платьев только пять по всему миру". В этом заключается дилемма украинской фэшн-индустрии. Казалось бы, модельеры в стране создают весьма интересные и оригинальные вещи. Но ценник на них заставляет украинцев покупать давно проверенные мировые бренды. Так они получают два в одном: известный лейбл и престиж. В свою очередь, закупщики мультибрендовых магазинов, ориентируясь на спрос, не хотят рисковать и сотрудничать с отечественными модельерами.

Поэтому большинство дизайнеров страны делают ставку на индивидуальные заказы. Работа в ателье во многих случаях составляет основную часть их дохода. Личное внимание дизайнера к клиенту, эксклюзивность, качественная ткань и ручная работа – все эти факторы позволяют мастерам моды устанавливать свою цену, естественно, делая ее на порядок больше себестоимости. Такой формат вряд ли когда-нибудь себя изживет, пока в стране есть звезды шоу-бизнеса и богатые люди.

Старт с подиума

Точкой отсчета в развитии своего бизнеса для дизайнеров является Неделя моды. "Делаем эскизы, готовим коллекцию. Одна ее часть – сугубо промышленные образцы, другая – имиджевые, – рассказывает Татьяна Земскова из тандема Земскова /Ворожбит. – Во время показа модели просматривают байеры и выбирают, что они хотят, в каком цвете и в каком размере". Закупщики, которые работают для зарубежных магазинов, сразу выкупают вещи у дизайнера, и он не переживает, продадутся они или нет. Отечественные сети бутиков работают иначе. Страхуясь от неудачи, они выбирают образцы под реализацию. "Все просто: не купили твою вещь за сезон, забирай обратно", – сокрушается Кристина Бобкова. В виде исключения единицам удается продать эти изделия сразу закупщикам. "Я говорю: покупайте и точка", – делится бизнес-стратегией дизайнер Людмила Кисленко.

Впрочем, у двух крупнейших отечественных байеров – сети магазинов "Модный квартал" и Yellow&Blue есть еще одна схема сотрудничества с дизайнерами. После показа на Украинской неделе моды они отбирают те коллекции, которые, по их мнению, являются наиболее коммерческими и привлекательными для отечественного потребителя. Затем приобретают у создателя коллекции авторские права на понравившиеся вещи, и дальше процесс изготовления и тиражирования одежды полностью ложится на их плечи. Максимум, что делает дизайнер в таком случае, – согласовывает с закупщиком ткань и прикладные материалы. Какой лейбл появится на изделиях, обсуждается с дизайнером дополнительно.

По мнению Татьяны Габриэлян, владелицы агентства CTYL". Network, продвигающего бренды из Украины и России на рынке США, творческий потенциал отечественных мастеров моды очень высок, а вот коммерческая составляющая хромает. Дизайнеры не всегда понимают, на что ориентируются байеры при закупке вещей. Бутики США очень требовательны к качеству изделий. Поэтому дизайнеру очень важно выдержать всю логистическую цепочку в производстве заказанных моделей в идеальном соответствии показанному на подиуме образцу.

"Некоторые модели просто невозможно повторить в большом количестве", – рассказывает Татьяна.

Выход в массы

Вывести дизайнера и его марку на новый уровень может создание второй линии. "Рынок розницы даже рядом не стоит с фэшном. Это как пересесть с компьютера PC на Mac", – говорит Андре Тан. Аудитория первой и второй линии кардинально отличаются друг от друга и своими запросами, и образом жизни. К тому же большой тираж одежды предполагает и большие денежные вливания. По словам Тана, пока он работает на перспективу. Но планирует и дальше реализовывать себя в этой нише. Людмила Кисленко также делает основную ставку на продажу вещей по демократическим ценам.

Однако здесь потерпели неудачу Виктория Гресь и Ирина Каравай, которые в период кризиса свернули вторые линии.

"Но страна-то у нас огромная – больше 40 млн. человек одеть можно, – с оптимизмом отмечают Алена Ворожбит и Татьяна Земскова. – К тому же украинцы очень любят красиво одеваться".

Вдохновляет поклонников украинской моды и то, что в стране хорошо развита швейная индустрия. "Во многих европейских странах нет своей модной индустрии, там вообще не шьют одежду", – говорит соучредитель Украинской недели моды Ирина Данилевская.

А Украина имеет неплохой потенциал для широкомасштабного модного бизнеса. Многие отечественные компании работают со всемирно известными марками одежды по давальческой схеме: швейники получают заказ на пошив коллекций вместе с тканью, фурнитурой и выкройками и работают по стандартам качества модного дома.

"Если бы все, кто шьет здесь, перестали клеить бирочки Made in Italy, то мы бы увидели реальное лицо нашей промышленности. Ведь 80% так называемого импорта производится в Украине. Почему-то дорогие бренды Англии или Франции могут отшиться в Киеве или в Фастове. Зачем мы сами себя обманываем?" – возмущается Анна Бублик.

Виталина Приходько, Фокус