Русские уйдут. Украинский рынок бюджетных авто завоевывают азиаты

Продажи автомобилей растут, причем недорогие корейские и китайские машины потихоньку вытесняют российские. Но обращаться в банки за автокредитами украинцы пока не спешат

Related video

На украинском авторынке заканчивается эра российских автомобилей. В мае ВАЗ уступил свою неизменную первую позицию в рейтинге самых продаваемых машин корейскому Hyundai, который продал на 168 авто больше. "Если в 2002 году 55% рынка занимали автомобили ВАЗ, то сейчас их доля уменьшилась до 12%. И продолжает сокращаться", – отмечает директор компании "Автоконсалтинг" Олег Омельницкий. Опрошенные Фокусом эксперты не исключают, что в ближайшие месяцы ВАЗ еще может вырваться в лидеры. Однако украинцам уже не придется выбирать исключительно между изделиями украинского и российского автопрома. Бюджетный и средний сегмент пополняется недоступными ранее марками.

Делим дешево

Потеря россиянами части украинского рынка произошла в основном по вине самих компаний-производителей. "Доля автомобилей Lada в Украине уменьшилась из-за снижения продаж автомобилей Lada Kalina и Lada Priora, которые импортируются из РФ. Повлияло и неоднократное повышение заводских цен на авто в 2011-м (на некоторые модификации на 10%) Кроме того, в РФ более года успешно осуществлялась программа утилизации старых автомобилей, в связи с чем машины были очень востребованы на внутреннем рынке и поставлялись с перебоями", – объясняет заместитель главы правления по продажам и развитию дилерской сети АО "Украинская Автомобильная Корпорация" (выпускает в том числе автомобили Lada 210934 и 210994) Вячеслав Поврозник. Свободное место быстро заняли Hyundai, презентовавший в апреле относительно недорогую модель Accent, и ЗАЗ, начавший в 2011-м продавать ЗАЗ Forza. В итоге продажи первого выросли в мае на 213 авто по сравнению с апрелем, а второго – на 273. Список игроков в бюджетном сегменте не ограничивается этими компаниями – в нынешнем году на украинский рынок вернулись китайские автомобили, свернувшие работу во время кризиса. "Сейчас это в основном марки Geely и Chery, хотя до 2008-го их было около 30. Они постепенно восстанавливают позиции – доля китайских брендов в мае составила 4,27 процента", – рассказывает Омельницкий.

Пополнился список игроков сегмента бюджетных авто и машинами, традиционно относящимися к более высокому классу – Volkswagen и Renault. Первый вошел в бюджетный сегмент, начав выпускать автомобили в России, а второй – поглотив ориентированную на менее состоятельных клиентов Dacia. Впрочем, уверен директор "Автоконсалтинга", расширение класса бюджетных авто произошло не только благодаря слияниям и поглощениям и выпуску новых моделей – выросла стартовая цена машин. Если еще в начале года самую дешевую модель – ЗАЗ "Славуту" можно было купить за 38 тыс. грн., то сегодня цены стартуют от 52 тыс. грн. за "Ладу 2107". В связи с этим сейчас Volkswagen Polo за 112 тыс. грн. относят к бюджетным авто.

Для покупателей главным критерием при выборе автомобиля по-прежнему остается цена. "Как правило, потребитель определяется с суммой, которую готов потратить на приобретение машины, после чего смотрит, что предлагают на рынке за эти деньги", – констатирует директор по маркетингу и продажам "Субару Украина" Павел Кузьмин. Наибольшим спросом у украинцев пользуются автомобили в ценовом сегменте 6–10 тыс. евро (31% всего объема продаж), за ними следуют автомобили по цене от 10 до 15 тыс. евро (около 21%), далее – от 15 до 22 тыс. евро (примерно 19%). Поэтому компании стараются удержать низкие цены.

В этом году были снижены розничные цены на большинство моделей брендов Chevrolet и Chery (4–5%). Стоимость автомобилей Kia не менялись около года. "Мы стараемся не повышать розничные цены, если это не вызвано очень важными причинами – например, курсовыми колебаниями", – говорит Вячеслав Поврозник. Впрочем, это правило касается не только бюджетных авто. По словам Николя Шмида, маркетингового директора представительства "Ситроен Украина", одной из главных задач для компании было сохранять стабильные цены – с начала года стоимость всех марок Citroen не менялась, а на некоторые модели делали скидки в 10–26 тыс. грн.

Кстати, сейчас наблюдается тенденция: из-за роста цен на топливо все больше украинцев предпочитают покупать малолитражные автомобили. По данным "Ситроен Украина", вырос процент проданных авто с газовыми установками – с 3,4 до 6,8% (май 2011 года по сравнению с маем 2010-го)и дизельными двигателями – с 5,8 до 8,5%.

Для наших дорог

Возможность за сходную цену купить желаемый автомобиль появилась не только у любителей седанов и хетчбеков, составляющих самые популярные среди автомобилистов классы В и С (по данным официального импортера Mitsubishi Motors в Украине "Торгового дома – НИКО", за 5 месяцев 2011 года объем их продаж достиг более 60% рынка). "Значительно увеличилось предложение кроссоверов – универсалов повышенной проходимости, похожих на внедорожники. Их популярность на наших дорогах объясняется тем, что эти машины имеют больший клиренс", – рассказывает генеральный директор ДП "Авто Интернешнл" Елена Дунина. По ее словам, если до кризиса они занимали 14% рынка, то сейчас – более 20%.

Рост интереса к этим машинам обусловлен тем, что многие бренды за последние 2–3 года выпустили мини- и компактные кроссоверы, по цене привычных седанов. Последним хитом в этом классе стал Nissan Juke. По данным старшего менеджера импортера Nissan ООО "Кий Авто Холдинга" Павла Мовчана, за 2 месяца с момента появления этого авто спрос вдвое превысил предложение.

Растут продажи и других кроссоверов, поэтому компании делают ставку именно на них. По данным директора департамента маркетинга и рекламы компании "Торговый дом – НИКО" Ярослава Вовка, в этом году в структуре продаж Mitsubishi Motors кроссоверы составили 72% всего объема продаж, тем более что в 2010-м импортер представил новый кроссовер Mitsubishi ASX и обновленный Outlander XL. "В Украине большинство семей имеют возможность приобрести только один автомобиль, поэтому многие отдают предпочтение моделям, которые наряду с необходимыми характеристиками городских автомобилей имеют достаточно высокий внедорожный потенциал", – объясняет Павел Кузьмин. Любая машина, более-менее доступная по цене и имеющая подобные качества, будет востребована. Так, например, продажи модели Suzuki Sx4 – компромиссной между пассажирским авто и внедорожником – за год выросли в два раза, до 80 штук в месяц.

Между тем даже растущие продажи в конкретных сегментах не являются показателем того, что авторынок полностью восстановился. Если в 2008 году было продано 62 325 машин, то в 2010-м – 1626. А за 5 месяцев 2011-го – 771. От последствий кризиса, по словам Олега Омельницкого, окончательно оправился только сектор премиум-авто. Так, продажи автомобилей С-премиум (BMW 1 серия, Audi A1 и пр.) за 5 месяцев этого года выросли на 155%.

Кредитный капкан

Главной причиной, по которой авторынок не может восстановиться до докризисных показателей, является слабое кредитование. И дело тут не в отсут­ствии желания банков давать деньги, как это было в 2009-м, а в том, что украинцы не хотят влезать в кредитную кабалу. "Люди еще очень осторожно относятся к кредитованию. Если до кризиса в кредит продавали 40–50% авто, то сегодня – 10–12%", – отмечает Елена Дунина. И это при том, что банки вовсю рекламируют кредиты на машины. "Несмотря на более низкую по сравнению с наличными кредитами доходность, банкам придется возвращаться к залоговому кредитованию (автокредитованию и ипотеке), ведь именно залоговые кредиты обеспечивают необходимые масштабы розничного бизнеса в средне- и долгосрочном периоде", – утверждает заместитель председателя правления по розничному бизнесу ПУМБ Дмитрий Крепак.

По словам главы "Авто Интернешнл", процент продаж автомобилей в кредит мог бы составить 30–35%. Тем более что многие компании сами готовы давать кредит на свои машины, не привлекая к этому банки. Кстати, клиенты, готовые взять кредиты, влияют и на расстановку сил на рынке. "Рост кредитования смещает спрос в сторону более комфортных и дорогих автомобилей", – считает Вячеслав Поврозник. Именно благодаря этому сохраняется устойчивость позиции иномарок на нашем рынке.

Наталия Гузенко, Фокус