Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса

Пир для соседей. Украинские продукты питания захватывают мировые рынки

Пир для соседей. Украинские продукты питания захватывают мировые рынки
Экспорт украинских продуктов питания показывает рекордный рост. Чтобы окончательно закрепиться на внешних рынках, отечественным производителям не хватает только зоны свободной торговли с ЕС
000

Программиста Войтека Ольшанского угостил пивом «Оболонь» приятель из Киева, приехавший в Краков в командировку. «Я обычно пил польское пиво Zywiec или Lech, но украинское мне тоже понравилось», — говорит 30-летний Войтек. По его словам, о наших продуктах поляки знают мало. Вот чего здесь полно, так это украинской водки, которая пользуется популярностью. Иногда покупают кондитерские изделия украинского производства. Но в последнее время на полках польских супермаркетов стало появляться всё больше товаров с берегов Днепра.

Несмотря на то, что отечественным продуктам ещё далеко до всемирного признания, они всё активнее идут на экспорт. За девять месяцев 2011 г. поставки за границу украинского алкоголя и кондитерских изделий выросли, по данным Госкомстата, на треть. За этот период украинским водочникам удалось заработать на экспорте $63 млн, пивоварам — $71 млн. Кондитеры продали шоколадной продукции на $430 млн. Экспорт молочной продукции увеличился на 8,8% и принёс $402 млн. Эксперты объясняют успех украинских продуктов на зарубежных рынках их высоким качеством и сетуют на тарифные ограничения со стороны государств ЕС. Впрочем, эта преграда будет преодолена после присоединения Украины к зоне свободной торговли с Евросоюзом.


Чтобы увеличить изображенин, нажмите здесь.

Кому несладко
Украинский шоколад не так известен в Европе, как бельгийский или швейцарский, но повод для гордости у украинских кондитеров уже есть. «Мы поставляем свою продукцию на рынки более сорока стран, в общем объёме продаж доля экспорта составляет около 50%», — рассказывает Андрей Дикунов, заместитель генерального директора по развитию кондитерской компании «АВК».


Из Украины с любовью

Особенно любят украинские конфеты в России и странах СНГ. По данным «АВК», из всего объёма кондитерских изделий, которые импортируют эти государства, на украинские сладости приходится 50%. На рынках Германии, Израиля и стран Балтии приходится выдерживать более жёсткую конкуренцию. «Собственная лаборатория по выведению новинок, быстрая реакция на меняющиеся предпочтения потребителей позволяют пробиваться на полки европейских магазинов», — отмечает Дикунов. Но именно — пробиваться. Серьёзная экспансия там почти невозможна. В Европе собираются ввести заградительную 50-процентную ввозную пошлину на украинские сладости. Поэтому украинским компаниям проще поставлять свою продукцию на рынки России и стран ближнего зарубежья. Чтобы получить доступ в Европу, некоторые производители приобретают там мощности. Так поступила корпорация Roshen, купив кондитерскую фабрику в Литве. После подписания соглашения о зоне свободной торговли с ЕС торговые барьеры будут сняты и экспорт кондитерских изделий в Европу увеличится в разы, прогнозирует руководитель аналитического отдела консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник.


Сладкий стол. Половина всей продукции, производимой концерном «АВК», идёт на экспорт
Выпьем вместе
Несмотря на то, что география поставок украинской водки расширяется, её главным потребителем была и остаётся Россия. Около 70% украинской водки поставляется на российский рынок, утверждают в Государственной таможенной службе. Это подтверждают и компании-экспортёры.

Российское направление лидирует в экспорте компании «Немирофф». Согласно данным Агентства промышленных новостей, в 2011 г. в Россию было отправлено 63% всей экспортируемой продукции. Доля компании на российском рынке достигает 30%.
По словам генерального директора Крымской водочной компании (торговые марки Medoff, «Наша Марка», «Мърная») Джонатана Вейла, кроме России, крепкий алкоголь поставляется также в страны Прибалтики, в Грузию, Германию, Казахстан и Израиль.

Перспективными считаются рынки азиатских стран. «В Китае можно купить украинскую водку, — говорит Елена Пономарёва, переводчица из Киева, которая полгода работает в одном из туристических агентств Поднебесной. — Мои коллеги-китайцы хвалят «Немирофф» и «Хортицу». Пресс-секретарь ТМ «Хортица» (холдинг Global Spirits) Алёна Кобзева сообщила, что экспорт продукции этой компании в 2011 г. вырос на 20%, а продажи в магазинах дьюти-фри увеличились на треть.


План захвата. Олег Бахматюк собирается в ближайшее время поставлять в Европу яичный порошок с завода в Ивано-Франковске

Успехи на внешних рынках производители водки объясняют высоким качеством продукта и низкой ценой. Заплатив миллионы долларов, чтобы преодолеть входной порог на европейские рынки, украинские водочники оказываются на них вполне боеспособными.
Пивовары по степени проникновения на иностранные рынки пока отстают от производителей крепких напитков, но уже повторяют их путь за пределы Украины — через Россию.

«Приоритетными рынками для нас являются страны ближнего зарубежья», — говорит Сергей Кравец, директор по внешнеэкономическим вопросам корпорации «Оболонь», которая обеспечивает 80% всего экспорта пива из Украины. В 2011 г. компания осуществила первые поставки пива на рынок Китая, а также в Швейцарию и Исландию. Основное производство находится в Украине, только несколько марок разрешено по франшизе разливать в Белоруссии. На экспорт идёт пятая часть продукции, произведённой корпорацией.

Млечный путь
К качеству молокопродуктов в Евросоюзе сверхжёсткие требования. Этот барьер для украинских производителей пока непреодолим: многие из них используют ещё советское оборудование. Поэтому 86% украинской «молочки» экспортируется на рынки СНГ, в основном в Россию. Этот рынок позволяет наращивать поставки — за десять месяцев 2011 г. экспорт молочной продукции вырос почти на 10%. Российский рынок сыра на треть заполнен украинским товаром.

Правда, здесь не всё гладко. На днях Роспотребнадзор заявил о низком качестве украинского сыра и повышенном содержании в нём пальмового масла. Руководство холдинга «Молочный Альянс», одного из крупнейших украинских экспортёров, в свою очередь, сообщило, что растительного жира в продукции предприятия нет.

«Экспорт сыров — очень болезненный вопрос для Украины», — считает Мария Колесник. Не исключено, что Россия использует свою санитарную службу, чтобы оказать давление на Украину, дав ей повод в очередной раз задуматься о присоединении к Таможенному союзу. Но украинский сыр нужен на рынке соседней страны, и даже когда Россия запрещала некоторым украинским производителям ввоз молочной продукции, общий объём экспорта не падал — место временно изгнанных с рынка фирм занимали другие, утверждает аналитик инвесткомпании Dragon Capital Тамара Левченко. По итогам 10 месяцев 2011 г. Россия увеличила закупки украинского сыра на 7%.

В ожидании прорыва
Несколько лет ведут переговоры с Евросоюзом о поставке своей продукции украинские производители мяса птицы и яиц. По словам Марии Колесник, европейские контролирующие органы инспектировали украинские предприятия и одобрили качество их продукции, но начать поставки аграрии смогут лишь после создания зоны свободной торговли.

А пока производители яиц ориентируются на рынки восточных стран. Например, агрохолдинг «Авангард» экспортирует свою продукцию в Иорданию, Саудовскую Аравию, Казахстан, Молдавию и Китай. В планах владельца компании Олега Бахматюка — начать в ближайшее время поставки в Европу, используя для этого собственный завод по производству сухого яичного порошка в Ивано-Франковске.

Создание зоны свободной торговли станет настоящим прорывом для производителей, ориентированных на экспорт. Для завоевания новых стран у них есть всё необходимое — большой опыт, полученный в конкурентной борьбе на внутреннем и российском рынках, и средства для модернизации производства. «Украинские продукты не уступают по качеству польским, если их станет больше на прилавках магазинов, они будут пользоваться спросом», — уверен Войтек Ольшанский.

Ирина Гамалий,
Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.