Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса
Бензин, дизтопливо

Роскошь передвижения. Скачок цен на бензин может опустошить украинские дороги

Роскошь передвижения. Скачок цен на бензин может опустошить украинские дороги
Из-за высоких цен на бензин машин на украинских дорогах стало меньше. А введение эмбарго на иранскую нефть может заставить водителей экономить ещё больше
000

Дворникам, работающим в спальных районах Киева, этой зимой сложнее следить за чистотой. И не потому, что в прошлом году было меньше снега. «Просто раньше эти автомобилисты хотя бы днём разъезжались, а сейчас поставили машины, и они стоят. Как я между ними чистить буду?» — жалуется дворничиха Светлана Григорьевна. Превратившихся в огромные сугробы железных коней на вверенной ей территории становится всё больше — жители дома теперь не брезгуют ездить на работу на метро, а их машины неделями стоят на парковке.

В январе автомобилей на украинских дорогах всегда становится меньше. По словам экспертов, из-за плохой погоды снижение потребления бензина в этом месяце составляет 20–30%. Однако в этом году плохой сезон для продавцов горючего может затянуться. Автолюбители сокращают число поездок, а то и вовсе отказываются от собственного транспорта.

За 2011 год потребление бензина в Украине сократилось на 10%, а самого популярного, А-95, на 12%. Всё дело в цене, ведь за год бензин подорожал практически на треть — с 7,95 гривен за литр в конце прошлого года до 10,24 в конце января. В нынешнем году владельцы машин будут заливать в баки ещё на 5% меньше. «Сейчас сети АЗС стимулируют покупку бензина от 10 литров, хотя раньше получить бонусы могли только покупающие полный бак горючего», — рассказывает замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

Каждый виток подорожания бензина влечёт за собой новые потери клиентуры для АЗС. Очередной психологический барьер в 11 грн. за 1 л бензина автомобилистам предстоит пройти уже в этом году — международные финансовые организации пророчат подорожание нефти на 20–30%. Вслед за топливом возрастут в цене транспортные перевозки, услуги такси, туристические путёвки и почти все продукты питания.


В ожидании. Сергей Куюн из «А-95» считает, что если цена нефти пойдёт вверх, цены на бензин пойдут следом
Пошли на принцип
В 2011 году главной причиной роста цен на нефть были революции и волнения на Ближнем Востоке. В этом году фактор риска переместился ещё дальше на восток — в Иран. В ноябре Международное агентство по атомной энергии обвинило Иран в тайной разработке ядерного оружия. Чтобы лишить ядерные программы финансирования, страны Евросоюза ввели эмбарго на покупку иранской нефти: все существующие контракты должны быть закрыты до конца июня.
Иран — пятый производитель нефти в мире. На его долю приходится 5% всей мировой добычи. Хотя главенствующая в OPEC Саудовская Аравия уже во всеуслышание пообещала, что мир не почувствует дефицита нефти, Международный валютный фонд назвал эмбарго самой существенной на данный момент угрозой мировой экономике. «Если Иран в ответ на международные санкции перекроет Ормузский пролив, через который осуществляется свыше трети всех танкерных перевозок, цена нефти может вырасти на 20–30%, до $130 за баррель», — говорится в докладе международной организации. А по мнению главы Национальной иранской нефтяной компании Ахмада Калехбана, цена вообще может достигнуть $150 за баррель.

Украинские сети АЗС живо реагируют на повышение мировых цен. «Если нефть подорожает до $130 за баррель, то примерно через месяц бензин А-95 будет стоить 11,5 гривен за литр», — предсказывает директор «А-95» Сергей Куюн. В структуре себестоимости бензина цена нефти составляет 55–60%, поэтому подорожание нефти на 30% автоматически поднимает цены на бензин на 15%. Если нефть повысится в цене даже на пять процентов и повышение продержится хотя бы несколько недель, цена на украинских АЗС вырастет, уверен Рябцев из НТЦ «Психея»,
Кроме международных факторов, ситуацию на рынке бензина в Украине осложняет налоговое давление. С 2012 года акцизы на бензин выросли примерно на 10%, до $198 за тонну. «В начале года цены на нефть немного просели, поэтому акциз не стал фактором роста. Однако если нефть начнёт дорожать, это сразу отразится на ценниках АЗС», — рассказывает глава пресс-службы «Галнефтегаза» (сеть заправок «ОККО») Олесь Пограничный.


Лихая доля

Даже угроза сокращения потребления не заставит АЗС пойти навстречу покупателям. «Повышение цены всегда негативно сказывается на продажах — в течение приблизительно месяца спрос падает на 5–15%, а потом возвращается к прежним показателям», — говорит финансовый директор сети столичных АЗС «КЛО» Игорь Чернявский. Впрочем, АЗС вполне могут пережить и некоторое снижение спроса. По оценке Рябцева, у них есть достаточный запас прочности: работают они с маржей в 7–8%, а при торговле евробензинами — и со всеми 15%.

Вперёд и вверх
У автомобилистов никакого запаса прочности уже нет. Киевлянин Вячеслав Степанюк последние несколько недель ездит на работу в основном на общественном транспорте, хотя не так давно купил новую машину. «Это слишком дорого — ежедневно ездить через полгорода туда и назад. Тем более с учётом того, сколько бензина сгорает в пробках», — говорит он. Теперь Вячеслав садится за руль лишь ради еженедельной закупки продуктов в супермаркете или по каким-то срочным делам. В остальных случаях спускается в метро.

Сэкономить можно, если перевести автомобиль на газ. Сейчас его цена — 5,6 грн. за литр. Но за установку газового оборудования нужно заплатить 4500–5500 гривен. Окупятся такие расходы не сразу, тем более что цена автомобильного газа тоже не стоит на месте — прошлым летом, на пике спроса, газ подорожал до 7 грн. за литр.

Если Степанюку и другим автолюбителям удаётся избежать лишних расходов, сократив число поездок, такси и коммерческие перевозчики не могут экономить на бензине. Поэтому повышение цен на АЗС сразу отразится на ценниках в магазинах.

«Если посчитать полностью всё, что влияет на цену хлеба, то мы видим, что в его себестоимости большая доля приходится на бензин, чем на зерно», — рассказывает аналитик МЦПД Александр Жолудь. По его словам, в себестоимости многих продуктов топливная составляющая достигает 15–20%.

«Раньше мне было гораздо проще договориться о покупке корма для моих пяти коров и дешевле было довезти молоко на место», — рассказывает Екатерина Марченко, торгующая молоком на Дарницком рынке. Недавно ей пришлось поднять цену на литр молока с 7 до 8 гривен.
По словам экспертов, кроме продуктов и транспортных услуг после подорожания бензина вырастут в цене все крупногабаритные товары с невысокой себестоимостью — бетон, песок, мел. Подорожание авиаперевозок отразится на цене туристических путевок. Станут дороже синтетические ткани и шины, в себестоимости которых 30% приходится на нефть.

Пока глобальное подорожание лишь в прогнозах. Но за прошлую неделю, когда только объявили об эмбарго, нефть марки Urals подорожала почти на 3%, до $110,4 за баррель. А значит, угрозы Ирана и предупреждения МВФ могут скоро оказаться реальностью.

Наталья Гузенко, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.