Сыр-перебор. Запрет на экспорт в Россию перекраивает сырный рынок

Предприниматели терпят убытки и сворачивают производство из-за запрета украинских сыров в России. Но потребители могут рассчитывать на снижение цен

Related video

В полдесятого утра Пирятинский сырзавод не выглядит заброшенным. Возле ворот выстроились служебные автомобили, на территорию заходят люди и заезжают грузовые машины с надписью "Молоко". Хотя владелец предприятия — холдинг "Молочный альянс" заявил об остановке завода, Иван, водитель одной из машин для сбора молока, рассказывает, что его не закрыли: "Остановили производство сыра, но сметану и масло продолжают делать. И люди ходят на работу".

Тем не менее повод для беспокойства у работников Пирятинского завода есть, ведь значительная часть продукции предприятия идет на экспорт. А в России пирятинский сыр и продукцию нескольких других украинских сырзаводов признали некачественными. Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко объяснил запрет на импорт сыра тем, что украинские производители добавляют в него пальмовое масло. Но сами изготовители и украинские эксперты называют эти обвинения ложными. Усугубление конфликта угрожает сокращением производства и убытками, зато потребители смогут рассчитывать на снижение цен на сыр.

Вера в качество
Сырный скандал — самая популярная тема в Пирятине, где завод является одним из главных работодателей. Продавец Ольга Карпенко, торгующая молочной продукцией восемь лет, говорит, что выводы Роспотребнадзора не повлияли на популярность местного сыра. "Брали всегда и сейчас берут", говорит она. В разговор вступают покупатели. "Нет, раньше "Российский" был вкуснее", — заявляет с порога пожилая женщина. "Хороший сыр, нет там никакого пальмового масла, это все "наверху" разбираются", — не соглашается еще одна покупательница и просит взвесить ей пирятинского "Домашнего".

О том, что в сырах, изготовленных украинскими производителями, содержатся растительные жиры, в Роспотребнадзоре заявили в январе. В понедельник, 6 февраля Геннадий Онищенко сообщил: на территорию России запрещен ввоз сырной продукции ЧП "Прометей", входящего в состав холдинга "Милкиленд", "Гадячсыра", принадлежащего "Альмире", и Пирятинского завода, входящего в "Молочный альянс". По итогам I квартала 2011 года на продукцию "Милкиленда" пришлось 29% всего экспорта сыров из Украины, а доли "Молочного альянса" и "Альмиры" составили 26% и 10%.

Компании наличие растительных жиров в своей продукции отрицают. Глава совета директоров "Молочного альянса" Сергей Вовченко объяснил остановку Пирятин­ского завода не проблемами с качеством, а тем, что внутренний рынок не нуждается в таких объемах продукции. В "Милкиленде" не намерены закрывать свой завод, а будут поставлять сыры украинским торговым сетям по более низким ценам, хоть это и приведет к финансовым потерям.

Эксперты также не верят обвинениям Онищенко насчет растительных жиров. По словам Нины Кильдий, руководителя отдела тестирования Центра потребительских экспертиз "Тест", в августе 2011 года в центре проводилось исследование образцов "Российского" сыра Пирятинского завода. Были замечания к вкусу и запаху, но растительных жиров не нашли. Проводились тесты этого же сыра и в 2010-м, и в 2009 году, и пальмового масла в образцах тогда тоже не обнаружили.
Молочная отрасль уязвима, ведь 85% всего экспорта украинского сыра приходится на Россию, вот ее и решили использовать для давления на соседнюю страну, считает начальник аналитического отдела консалтинговой компании "ААА" Мария Колесник. "Украина стала неподатливой в газовых переговорах. А экспорт молочной продукции — слабое место", — отмечает она.

Президент Ассоциации производителей молока Андрей Дыкун полагает, что газ ни при чем — в России просто начали кампанию за качество молочных продуктов. По его словам, проверяют не только украинских, но и российских производителей, а также белорусских, которые придерживаются советских стандартов. "Украина попала под горячую руку", — говорит Дыкун.
Производители не теряют надежды договориться с Роспотребнадзором. В противном случае, как предполагает Дыкун, компаниям придется переориентировать производство на другие страны и другие продукты для экспорта, например, сухое молоко. Увеличится и объем продукции, направляемый на внутренний рынок. По мнению аналитика Марии Колесник, цены на сыры неизбежно временно снизятся из-за роста запасов на складах.

Коровы не доены
Пока стороны ведут переговоры, терпят убытки не только предприниматели, но и крестьяне, которые поставляли молоко на завод. По словам Николая Лымаря, первого заместителя главы Пирятинской райгосадминистрации, в прошлом году население района сдавало 16 т молока в сутки, и девять из них покупал Пирятинский завод. Чиновник не исключает, что закупочная цена может быть снижена из-за запрета экспорта. "Заводы — монополисты, они диктуют цены", — подчеркивает он.

Сегодня за литр молока крестьяне получают две гривны, хотя в магазине оно стоит более 8 грн. "На базаре продавать молоко выгоднее", — утверждает жительница села Замостище Татьяна, которая время от времени возит молоко на пирятинский рынок.

Снижать объемы закупок у населения в первую очередь невыгодно самому заводу. Ведь если поставщики переориентируются на другие предприятия Полтавской области, восстановить производство будет гораздо сложнее. Поэтому, несмотря на остановку производства сыра, завод продолжает покупать молоко в прежних объемах, сообщил Лымарь. По его словам, сейчас неиспользованное молоко из Пирятина направляют на другие заводы холдинга, где будет увеличен выпуск масла.

Лымарь надеется, что завод вскоре восстановит производство. Ведь он дает районному бюджету около 40% всех поступлений. В прошлом году это было почти 3 млн грн., и если завод прекратит работу, район быстро обнищает. Да и безработица резко вырастет. Всего на заводе трудятся 800 человек, 220 из них уже отправлены в отпуска за свой счет. Крестьяне считают завод хорошим работодателем. Платили премии, выдавали продуктовые пайки, зарплату не задерживали, вспоминает Татьяна, которая несколько лет трудилась в заводской столовой.

"Мы надеемся, что наш основной по­требитель изменит свое решение и завод возобновит производство сыра, — говорит Лымарь. — Поэтому людей пока на биржу труда не отправляем".
Хроника военных действий
Какие украинские продукты запрещали в России
Январь 2006 г. — запрет на ввоз мяса, мясных и молочных продуктов, рыбы, яиц и продукции пчело-водства. Запрет снят в ноябре 2006 г. Потери украинских производителей составили
$450–540 млн.

Август 2008 г. — запрет на поставки сухого молока и сокращение числа предприятий, которые экспортировали сырную продукцию с 15 до 7. С начала 2008 г. и до введения запрета в Россию было поставлено 26,2 тыс. т сыра на сумму $149,2 млн и 3,2 тыс. т сухого молока на 11 млн. Из-за запрета удельный вес экспорта в производстве сократился вдвое.

Ирина Гамалий, Фокус