На дорожку. Уроженец Житомира сделал бизнес на передвижных автокофейнях

Растущая популярность мобильных кофеен вынуждает предпринимателей искать оригинальные способы привлечения клиентов

Related video

Уроженец Житомира Дмитрий Обозинский не мыслит себя без путешествий, спорта и кофе. Возможно, это и предопределило его работу: Дмитрий — совладелец сети мобильных кофеен "КофейОк". Шесть лет назад, получив диплом экономиста Житомирского государственного технологического университета, он переехал в столицу и начал работать в алкогольной компании. Свое дело Обозинский решил открыть три года назад, когда увидел в столице первые автомобильные кофейни и понял, что это хорошая идея. Тогда он нашел партнеров, согласившихся вложить свои деньги в необычный бизнес, и его первое кафе на колесах выехало на улицы Киева.

Автокофейни не обманули ожиданий предпринимателя — спешащие по своим делам киевляне не упускали возможности выпить кофе прямо возле метро или офисного центра. Вложения окупились за год, а рентабельность бизнеса достигла 30%. Теперь в Киеве работают три автокофейни "КофейОк": две возле Золотых ворот и одна на Львовской площади. Правда, и конкуренция за эти три года усилилась — на рынке уже два десятка мобильных кофеен под схожими лейблами.

Чтобы выделиться на фоне множества однотипных автокофеен, нужна была новая идея. Она пришла во время путешествия по Европе, где уже давно колесят по улицам кофейни-велосипеды. Вернувшись домой, Обозинский с энтузиазмом занялся воплощением в жизнь нового проекта. Но его ждало разочарование: Киев — не Копенгаген, по здешним дорогам велокофейня практически не может перемещаться. Дмитрий придумал, как решить проблему: его велокофейни ездят лишь по идеально ровным полам торговых центров. Пока конкуренты не перехватили инициативу, предприниматель собирается за год вывести три действующие велосипедные кофейни на самоокупаемость и продолжить экспансию, заняв лучшие места в столичных ТРЦ.

Кофе с собой
Самая крупная инвестиция в автокофейном бизнесе — это приобретение автомобиля, снабженного необходимым оборудованием. В 2008 году первый кофемобиль обошелся Обозинскому в $15 000. Правда, сегодня кофейню на колесах можно купить и дешевле: многие предприниматели, пытавшиеся заниматься этим бизнесом, прогорели и продают свой транспорт за $10 000.

"Автокофейни нужно размещать в местах, где есть постоянный поток людей, — констатирует Дмитрий. — Если точку перенести даже на 200 метров, продажи будут уже не те". "КофейОк" появился на рынке одним из первых, поэтому компании удалось застолбить выгодные точки. В сутки выручка автокофейни составляет более 1000 грн. "Наш рекорд — 450 порций в день на одной точке. В среднем одна точка продает 150–200 порций", — рассказывает предприниматель.

Но сейчас в столице работает уже 25 компаний — сетей мобильных кофеен, а машин в городе — более 100. Места их расположения распределяются Ассоциацией мобильных кофеен, куда входит большинство операторов. По закону никто не может запретить продавать кофе из автомобиля в любом месте, но, по словам председателя правления Ассоциации Виталия Бяльского, между предпринимателями возникают территориальные конфликты, разрешать которые удается с помощью "разных методов", от убеждения до обращения в силовые органы.
Имеются у мобильных кофеен сложности и со столичной властью. Несколько месяцев назад чиновники киевской администрации попытались обязать их получать специальные разрешения. В общем, несмотря на прибыльность автокофеен, заниматься этим бизнесом становится все сложнее, и неудивительно, что Обозинский начал искать для себя новую нишу.

Европейский шарм
Первую велокофейню Обозинский открыл в мае 2012 года. На обдумывание концепции нового бизнеса и подготовку оборудования у него ушло около двух лет. Изготовление трехколесного велобара, аналога грузового амстердамского велосипеда, Дмитрий доверил киевским мастерам, чьи имена он не называет, опасаясь конкуренции.

Чтобы придать велокофейне ретрошарм, ее кузов обшили состаренным дубом, рамы покрасили в черный цвет, а на колеса надели бежевые покрышки. Кузов может вмещать крупногабаритные грузы, например емкость с водой для кофе, и служит барной стойкой. Велосипедная кофейня более безопасна, чем автомобильная, которая работает от электрической сети, в то время как первая — от газового баллона.

Обозинский рассчитывал, что необычный внешний вид велокофейни будет привлекать посетителей. Но ее изготовление вылилось в копеечку. По словам Дмитрия, стоимость получилась не меньшая, чем у кофейного автомобиля.

Вместе с аппаратурой велокофейня весит около 200 кг. Потому и пришлось запускать эти транспортные средства в моллы, киевский асфальт быстро угробил бы их. Компания уже открыла две точки на "Дарынке" и одну в "Метрограде".

По прибыльности велокофейни пока уступают своим автомобильным аналогам. Ежедневно кофейню на "Дарынке" посещают около 100 человек, в "Метрограде" — около 50. Виной тому конкуренция со стационарными кафе в ТРЦ. Хотя у велокофеен есть два существенных преимущества — быстрота обслуживания и дешевизна.

Прейскурант и меню авто- и велокофеен не отличается: всего в меню десять напитков, их стоимость колеблется от 7 до 16 гривен. "Мы предлагаем стандартные напитки, которые можно выпить в других кофейнях, и авторские — "Королевский мокко" и "Капучино Пина Колада", — рассказывает Вера Мучник, совладелица "КофейОк", отвечающая за меню кофеен. Но вкусы покупателей консервативны: самые популярные напитки — эспрессо, американо, капучино. Кофейни работают со смесью кофе, состоящей из 80% арабики и 20% робусты.

Прибыльность кофейного бизнеса зависит от сезонности: самые лучшие продажи осенью и весной. В сентябре-октябре и апреле-мае месячный оборот "КофейОк" достигает 50 000 грн., говорит Обозинский.

Чтобы открыть автокофейню, необходимо лишь зарегистрироваться частным предпринимателем и получить разрешение санитарно-эпидемиологической станции. В случае же с велокофейней нужно еще заключить договор с торговым центром. В среднем арендная плата за одну точку составляет $800 в месяц.

Предприниматель рассчитывает, что посетители торговых центров вскоре привыкнут пить кофе в велокофейнях, и рентабельность велокофеен вскоре будет сопоставима с автомобильными. По его расчетам, вложения в бизнес окупятся до следующего лета. Несмотря на растущее количество стационарных кафе и автокофеен, Обозинский считает, что рынок пока далек от насыщения.

Сейчас в компании "КофейОк" работают 14 человек, но Дмитрий уже готов набирать новых людей. Ведь до конца года он собирается открыть в столичных торговых центрах еще две велокофейни.

Крути педали
Украину накрыла мода на необычные велосервисы

Велопаб GreenGoPub
Киев, Мариинский парк
30 грн. за первые 40 минут, следующие 40 минут — 20 грн.
В стоимость входит прогулка по парку. Еду и напитки пассажиры приносят с собой.
По воскресеньям для посетителей велопаба играет живая музыка.

Велобар
Львов, Старый город
1 поездка — 10 грн.
Велобар устраивает экскурсии через площадь Рынок, Армянскую и Краковскую улицы

Велорикши
Киев, Оболонская набережная
15 грн. с человека
Маршрут оговаривается с рикшей. В стоимость входит поездка в пределах набережной.

Веломороженое
Одесса, Театральная площадь, Потемкинская лестница
от 5 грн.
Велотележки с мороженым
на итальянский манер можно найти на центральных улицах города

Ирина Гамалий, Фокус